2012 в жизни ребенка 5 лет
Советы и рекомендации — кризис 5 лет
На самом деле, если опираться на советского психолога Л.С.Выготского, который и ввел понятие детских кризисов развития, мы увидим, что кризиса 5 лет не существует!
Кризис возникает на стыке стабильных периодов. При завершении кризиса развития у ребенка обязательно появляются какие-то качественно новые навыки или, как их называет Выготский, психологические новообразования.
Пять лет кризис у ребенка
Если по завершении кризиса 3-ех лет ребенок психологически отделяется от родителей, становится более самостоятельным, стремится достигать положительные результаты своей деятельности, то в 5 лет каких-то особых психологических приобретений у ребенка не происходит.
Почему же тогда некоторые всё-таки говорят о кризисе пяти лет? Давайте разберемся.
Изменения в поведении ребенка в этот период (4-5 лет) связаны с его взрослением. Происходят изменения в отношениях с родителями, развивается фантазия, развивается логика, ребенок начинает понимать и осознавать то, чего раньше не понимал (например, происходит понимание конечности жизни, т.е. смерти).
5 лет кризис у ребенка
Что может доставлять беспокойство родителям:
• Ребенок становится замкнутым, не хочет ничего рассказывать
• Может быть бурная реакция на просьбы или замечания взрослых
• Появляется враньё
• Появляются страхи
• Ночью снятся кошмары
Несмотря на то, что ребенок в этот период может быть не разговорчив с родителями, но он очень хочет быть на них похожим! Девочки хотят быть красивыми, как мама, а мальчики сильными, как папа.
Если в вашем подходе к воспитанию присутствуют разные наказания, то стоит задуматься, как их можно избежать? Построение доверительных отношений с ребенком в этом возрасте помогут с лёгкостью преодолеть в дальнейшем тяжелый подростковый кризис.
Кризис пять лет
Если вы видите, что ребенок замыкается и не хочет разговаривать, то подумайте, может вы часто обесцениваете детские эмоции, желания? И поэтому ребенок не хочет больше делиться с вами своими переживаниями.
В любом возрасте важно не только слушать ребенка, но и СЛЫШАТЬ его. Ссора с другом — это не «да ладно, не расстраивайся», а серьезное переживание и нужно постараться с уважением относиться к детским чувствам.
Т.к. в 5 лет дети стремятся подражать родителям, то лучшим способом налаживания отношений будет совместная деятельность. Вы с ребенком должны быть на одной стороне.
Кризис 5 лет
Попробуйте ВМЕСТЕ отправиться на борьбу с пылью, а домашние обязанности превратите в игру. Например, можно сделать дневник достижений, где каждый будет отмечать свои успехи: убрал за собой со стола, поставил плюсик, помыл после улицы ботинки — ещё один плюс. А тому, кто наберёт 10 плюсиков — положен какой-то приз. Таким образом, вы не только наладите отношения, но и введёте в жизнь ребенка новые обязанности.
Не оставляйте без внимания появление каких-либо страхов. Не стыдите «ты что, маленький, что боишься?», а лучше скажите, что бояться чего-то — это нормально. Часто в этом возрасте появляется страх смерти близкого человека. Если видите, что ребенок сильно зациклился на каком-то страхе, и вы не знаете, как ему помочь, то обратитесь к детскому психологу.
В связи с бурным развитием фантазии, некоторым детям начинают сниться кошмары. Ограничьте просмотр мультиков, игры на телефоне или планшете, а перед сном займите ребенка той деятельностью, которая его успокаивает.
Таким образом, нельзя сказать, что есть кризис пяти лет, есть только некоторые особенности, связанные с тем, что ребенок взрослеет, развивается и начинает больше понимать.
Если в 5 лет продолжаются истерики, значит такой способ поведения закрепился у ребенка и стал для него естественным. Но вы всё ещё можете это изменить, если постараетесь выстроить доверительные отношения, будете больше разговаривать (вести диалог, а не читать нотации) и принимать чувства и эмоции ребенка.
Читают еще на Дзене
1. Почему дети ночью вертятся.
2. Нельзя !!! Ребенку 3-7 лет
3. Ребенок просит купи!
Источник
Важно с достоинством пережить все невзгоды, чтобы потом не было мучительно стыдно за собственные поступки перед своим ребенком
Вашему малышу пять лет – это важный этап в развитии маленького человека. В этом возрасте он начинает осознавать себя полноценной личностью, у него появляется собственное мнение по любым вопросам.
Психологи провели исследование, согласно нему в пятилетнем возрасте формируются основы характера человека, поэтому важно правильно вести себя по отношению к ребенку так, чтобы не подавить его индивидуальность и в то же время не избаловать. Обязательно нужно найти золотую середину в его воспитании, она позволит вырастить человека с большой буквы.
Что умеет малыш в 5 лет
Он способен общаться и чем-то заниматься в коллективе, его деятельность носит познавательный и конструктивный характер. В этом возрасте мозг человека может воспринять и запомнить наибольшее количество информации, однако переизбыток ее может вызвать нарушение сна, легкую возбудимость и гиперактивность.
Малыш также может, не отвлекаясь, сосредоточенно выполнять ту или иную работу в течение 10-15 минут, повторять и копировать движения взрослого, воспроизводить несложные рисунки, уметь выделять лишний предмет из предложенного ряда. К пяти годам ваше чадо уже различает времена года, дни недели, время суток, с легкостью запоминает стихи, сюжеты сказок, небольшие рассказы.
И именно в этот безобидный период многие мамы и папы сталкиваются с непониманием со стороны малыша, которое влечет за собой ссоры и разрушается мир и понимание в семье.
Особенности развития
Чтобы научиться хорошо понимать малыша, необходимо знать особенности этапов его развития. Это поможет избежать множества проблем на трудном пути воспитания. В пятилетнем возрасте, как и в других, есть свои принципиальные особенности:
скачкообразное психическое развитие;
склонность к фантазированию;
стремление быть самостоятельным;
неуемная жажда к познанию окружающего мира.
Как проявляется кризис пяти лет у детей
- Послушный и спокойный малыш очень часто становится агрессивным. В этот период могут стать нередки истерики и приступы ярости, которые направлены на сестер, братьев и даже на родителей.
- Малыш может замкнуться в себе, стать менее общительным, чем ранее.
- У него может появиться неуверенность в себе и собственных силах.
- Происходит стремление к самостоятельности во всем, граничащее с абсурдом, может стать причиной многих домашних конфликтов между родителями и ребенком. Это также является поводом задуматься о трудном пятилетнем возрасте.
Как справиться?
Постоянные понукания и наказания в период возрастного кризиса пяти лет только усугубят его течение. Нужно запастись терпением и научиться находить компромисс с ребенком. Разрешая ему то, что он хочет делать самостоятельно, конечно, не в ущерб его безопасности, нужно возлагать на него и определенные обязанности.
Нельзя показывать примеры насилия и физическое наказание неприемлемо!
Быть как можно больше времени с ребенком, занимать его различными совместными играми, чтением книг, прогулками, познавательными поездками. Недостаток внимания со стороны родителей в этот сложный для ребенка период может оставить след на всей его последующей жизни.
Этот кризис пяти лет рано или поздно пройдет, важно с достоинством пережить все невзгоды с ним связанные, чтобы потом не было мучительно стыдно за собственные поступки перед своим ребенком. Любовь – вот что поможет пережить любой сложный период в жизни малыша.
Источник
Первые шаги, первый подарок, первый день в бассейне. Вы фотографируете и снимаете на камеру достижения вашего малыша. Но с какого возраста ребенок начинает запоминать сам? И как помочь детям запечатлеть в памяти те или иные события?
О первых трех годах жизни малыш не будет помнить ничего. Несмотря на то, что в этот период в жизни ребенка происходит много нового. Он не вспомнит о том, как ему на первый новый год подарили плюшевого мишку, или о том, как он уронил со стола коробку с конфетами.
Три фактора запоминания
Исследователи считают, что для запоминания необходимо сочетание трех факторов.
1. Язык.
Использование родного языка запускает механизм автобиографической памяти, которая хранит наши личные воспоминая. Воспоминания, которые мы в детском возрасте еще не могли описать словами, невозможно восстановить в будущем. Картинки из раннего детства хранятся в нашей памяти, но извлечь их не получится.
2. Созревание мозга
Мозг маленького ребенка отличается от мозга взрослого. Только в период полового созревания нервные клетки совершенствуются до такой степени, при которой создаются условия для надежного запоминания. У младенцев и маленьких детей память функционирует на примитивном уровне, она развивается на протяжении нескольких лет в сложную систему. Младенцы помнят лишь о том, что обусловлено рефлексами: например, нужно пососать грудь, чтобы насытиться. Или запах матери. Позже они начинают запоминать, кто есть дедушка, как выглядит мячик. В возрасте от 1 до 3 лет мозг ребенка развивается так интенсивно, что включается автобиографическая память.
3. Развитие личности
В возрасте от 2 до 3 лет у детей появляется представление о том, кто они. Они начинают понимать, что управляют своей жизнью. В этой фазе дети учатся определять вчерашний, сегодняшний и завтрашний дни. Хотя у ребенка отсутствует понимание прошлого, настоящего и будущего, он уже умеет воспроизводить в своем сознании некоторые воспоминания.
Рассказы приводят к воспоминаниям
Три вышеуказанных фактора начинают взаимодействовать только к 3 годам жизни ребенка. До этого времени надежное запоминание невозможно.
Но некоторые люди считают, что они помнят события до трехлетнего возраста. По мнению ученых, это полное заблуждение. Иногда мы принимает за правду то, чего не было. Либо то, о чем нам рассказывали наши родители и родственники. Нам начинает казаться, что мы действительно это помним, а воображение дорисовывает картину. Создать иллюзию собственного воспоминания помогают фотографии, на которых мы запечатлены в раннем возрасте. И вот нам кажется, что мы помним радостный момент дарения плюшевого мишки на новый год.
Что мы помним
Никто не может сказать с уверенностью, что именно вспомнят дети в будущем. Но известно, что чем больше эмоций сопровождало событие, тем лучше оно запомнится. Не имеет значения, был ли ребенок грустным, радовался или испытывал чувство стыда.
Особенно ярки воспоминания о запахах и вкусах. Например, о запахе бабушкиных пирожков с яблоками. Обонятельная память является очень древней, она помогала обеспечить выживание в первобытные времена. Способность связывать воспоминания с определенными запахами есть и у нас, современных людей.
Нет человека, который мог бы вспомнить всё, что с ним случалось в детстве. Часто в памяти остаются лишь единичные картинки. Мы не можем вспомнить конкретные события, но всегда помним об ощущении счастья, радости, страха или отчаяния, испытанных нами в детстве.
Зачем нужны воспоминания
Прекрасные детские воспоминания доставляют нам радость. Благодаря испытываемой радости выделяется эндорфин, который усиливает иммунную систему и повышает активность.
Воспоминания о прошлом составляют немалую часть нашей личности. Сохранение в памяти хороших и плохих событий, позитивных и негативных эмоций делает нас особенными, раскрывает наши черты характера и определяет чувствительность
Источник
Особенности психофизического развития детей 5-го года жизни
Это возраст дальнейшего развития способностей. Ребёнок занявшись чем-то интересным, меньше отвлекается от своего занятия, чем раньше. Его игры становятся более длительными и сложными.
Ребенок учится действовать последовательно, подчиняется правилам: не только тем, которые диктуем ему мы, но и тем, которые он сам вырабатывает для себя.
Он уже лучше запоминает, пытается рассуждать. Эти рассуждения еще очень наивны и нередко вызывают у нас улыбку. Ребенок стремится понять взаимосвязь событий, догадаться о причинах того, что происходит вокруг него.
Он уже способен оценивать свойства вещей, сравнивая их друг с другом, замечать сходства и различия между ними.
К 5 годам у детей возрастает потребность в общении, особенно со сверстниками, осознании своего положения среди них. Лучше ориентируется в человеческих отношениях: способен заметить эмоциональное состояние близкого взрослого, проявить внимание, сочувствие.
Гордость за собственные достижения, стремление продемонстрировать свои умения перед сверстниками особенно важны для ребенка в среднем возрасте, так как у него формируется потребность в уважении.
На 5-году складываются представления, как надо вести себя, поэтому они обращаются к сверстникам: «надо делиться», «нельзя обижать другого». Свобода поведения выражается в стремлении совершать независимые поступки, выбирать ту или иною деятельность (игру), детей, с кем играть.
А теперь я хочу остановиться на наиболее информативном и сложном показателе развития – это умственное развитие. В широком смысле слова под умственным развитием понимается развитие основных познавательных процессов: восприятия, памяти, внимания. Какие же изменения происходят.
Значительное развитие получает изобразительная деятельность. Рисунок становится предметным и детализированным. Графическое изображение человека характеризуется наличием туловища, глаз, рта, носа, волос, иногда одежды и ее деталей. Совершенствуется техническая сторона изобразительной деятельности. Дети могут рисовать основные фигуры, вырезать ножницами, наклеивать изображения
Усложняется конструирование. Постройки могут включать 5-6 деталей. Формируются навыки конструирования по собственному замыслу, а также планирование последовательности действий.
Двигательная сфера ребенка. Характеризуется позитивными изменениями мелкой и крупной моторики. Развиваются ловкость, координация движений. Дети в этом возрасте лучше, чем младшие дошкольники,
удерживают равновесие, перешагивают через небольшие преграды. Усложняются игры с мячом.
К концу среднего дошкольного возраста восприятие становится более развитым. Дети оказываются способными назвать форму, на которую похож тот или иной предмет. Они могут вычленять в сложных объектах простые формы и из простых форм воссоздавать сложные объекты. Дети способны упорядочить группы предметов по сенсорному признаку — величине, цвету; выделить такие параметры, как высота, длина и ширина. Совершенствуется ориентация в пространстве. Возрастает объем памяти. Дети запоминают 7-8 названий предметов. Начинает складываться произвольное запоминание: дети способны принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение и т. д.
В среднем дошкольном возрасте улучшается произношение звуков и дикция. Речь становися предметом активности детей. Они удачно ими тируют голоса животных, интонационно выделяют речь тех или иных пер сонажей. Интерес вызывают ритмическая структура речи, рифмы. Развива ется грамматическая сторона речи. Дети занимаются словотворчеством на основе грамматических правил. Речь детей при взаимодействии друг с дру гом носит ситуативный характер, а при общении со взрослым становится внеситуативной.
Восприятие
Ребенок в этом возрасте не только хорошо владеет представлениями об основных цветах спектра, но и имеет представление об оттенках.
Может сопоставить по величине 7-10 предметов одинаковой формы.
Может назвать различия двух фигур разной формы.
Может разделить спектральную сложную фигуру на несколько простых.
Мышление
Ребенок может по предложенной схеме сделать несложную постройку (из кубиков).
Узнают предметы на схематических изображениях. Ребенок может найти выход из простого лабиринта (2-3 перегородки). Классифицирует, обобщает простые слова, может выделить главные признаки.
Воображение
Ребенок может дорисовать начальное изображение, дополнить его деталями.
Может сочинить самостоятельно небольшую сказку или историю на заданную тему.
Внимание
Ребенок может заниматься привлекательной для него деятельностью в течении 15-20 минут.
Ребенок может действовать в соответствии с правилами: отбирать нужные картинки, заштриховать необходимые фигуры.
К 5-годам можно предложить следующую игру на внимание: на листе бумаги в случайном порядке изображены ряды квадратов, кругов и треугольников. Предложить закрасить один вид геометрических фигур, например треугольник.
Память
Ребенок может запомнить по просьбе взрослого 5 названий предметов. Ребенок запоминает поручения взрослого (2-3 последовательных действия).
Что нужно, чтобы ребенок рос любознательным, умным, сообразительным? Чтобы все его возможности могли реализоваться, способности раскрыться?
Наш совет: постарайтесь прислушаться к ребенку, понять и учитывать особенности данного возраста, оценить его собственные индивидуальные возможности.
Источник
От автора: Возраст ребенка это мир, который меняется каждый год.
Особенности развития ребенка 5-6 лет
Этот период жизни ребенка принято называть старший дошкольный возраст. В это время ваш ребенок активно познает мир, взаимоотношения людей и уже готов приобретать конкретные знания, которые будут постепенно готовить его к школе.
Развитие личности ребенка 5-6 лет.
Самым главным новшеством в развитии личности ребенка 5-6 лет можно считать появление произвольности, то есть способность самостоятельно регулировать свое поведение. Дети не отвлекаясь на более интересные дела, могут доводить до конца малопривлекательную работу (убирать игрушки, наводить порядок в комнате и т. п.). Это становится возможным благодаря осознанию детьми общепринятых норм и правил поведения и обязательности их выполнения.
Происходят существенные изменения в представлении ребенка о самом себе, о своем Я. В этом возрасте ребенок уже достаточно хорошо представляет какими качествами он обладает и начинают появляться представления какими качествами ребенок хочет обладать, каким бы он хотел стать. То есть дети начинают понимать категории желательных и нежелательных чертах и особенностях. Но поскольку этот процесс только начинается, ребенок не имеет отдельно взятого представления о том, каким он должен быть, поэтому он обычно хочет быть похожим на героев сказок, фильмов или знакомых людей. Эта важное новообразование в личности ребенка является началом появления учебной мотивации. То есть, учиться ребенка побуждает не столько интерес к дисциплинам, сколько желание видеть себя «умным», «знающим», «умеющим», особенно по сравнению со сверстниками.
К 5-6 годам дети способны внимательно слушать педагога, понимать и удерживать цель занятия. Но при условии значимости мотива действий, а для этого необходимо применять игровую структуру в обучении.
Именно в этом возрасте сверстник приобретает очень серьезное значение для ребенка. Оценки и мнение товарищей становятся для них существенными. Происходит разделение детей на более заметных и «ярких», которые пользуются симпатией у сверстников, и менее заметных, не пользующихся популярностью в детской среде. При оценке поступков сверстников дети часто категоричны и требовательны, при этом в отношении собственного поведения, как правило, более снисходительны и недостаточно объективны. Формирование социального статуса ребенка и его личной самооценки во многом зависит от оценки окружающих его взрослых и в первую очередь родителей..
К 5-6 годам ребенок приобретает понимание системы первичной половой идентичности, то есть он отчетливо представляет качества, которыми обладают мужчина и женщина, особенности проявления чувств, эмоций, специфика поведения, внешности, профессии. И как следствие, при выборе в общении сверстников противоположного пола мальчики опираются на такие качества девочек, как красота, нежность, ласковость, а девочки — на такие, как сила, способность заступиться за другого.
Расширяется интеллектуальный кругозор детей. Их интересы постепенно выходят за рамки ближайшего окружения детского сада и семьи. Дети активно интересуются окружающим социальным и природным миром, необычными событиями и фактами. При этом ребенок пытается самостоятельно осмыслить и объяснить полученную информацию. К 5 годам детей можно назвать «маленькими философами», которые ежедневно самостоятельно делают маленькие «открытия». А также дети с большим интересом готовы слушать истории из жизни родителей, бабушек и дедушек.
Начинает проявляться избирательность и устойчивость взаимоотношений с ровесниками. Так, предпочтения дети объясняют успешностью того или иного ребёнка в игре («С ним интересно играть» и т. п.) или его положительными качествами («Она хорошая», «Он не дерётся» и т. п.). Общение детей становится менее ситуативным, то есть темы разговоров вращаются не только про настоящее (здесь и сейчас), но и о том, что с ними произошло: где были, что видели и т. д. Дети внимательно слушают друг друга, эмоционально сопереживают рассказам друзей.
Это становится возможным благодаря: интенсивному развитию речи и наличию произвольности в действиях, то есть дети могут без помощи взрослого налаживать общение и организовывать игру. В игре со сверстниками важное значение принимает совместное обсуждение правил игры. Дети часто пытаются контролировать действия друг друга — указывают, как должен себя вести тот или иной персонаж. В случаях возникновения непонимания во время игры дети пытаются объяснить партнёрам свои действия или критикуют их действия, ссылаясь на правила. При этом часто согласование действий, распределение обязанностей у детей чаще всего возникает ещё по ходу самой игры. В этом возрасте дети уже самостоятельно способны создать игровое пространство, выстроить сюжет и ход игры, распределить роли.
При этом взрослый по-прежнему остается самым важным и авторитетным человеком для ребенка. Интерес к общению с взрослым не ослабевает. Дети активно стараются привлечь к себе внимание взрослых, вовлечь в разговор, поделиться своими новыми знаниями, впечатлениями, суждениями. И только равноправное общение с взрослым может поднять мнение ребенка о себе и помочь почувствовать свое важность и компетентность. Содержательное, разнообразное общение взрослых с детьми (познавательное, деловое, личностное) является важнейшим условием их полноценного развития.
Развитие психических процессов в 5-6 лет.
Восприятие.
Продолжает развиваться восприятие цвета, формы и величины предметов окружающего мира, при этом происходит систематизация этих представлений. В восприятии цвета появляется различение оттенков. В различении величины объектов ребенок 5-6 лет способен выстроить по возрастанию или убыванию до 10 различных предметов.
Внимание.
Устойчивость внимания растет, развивается способность к распределению и переключению. То есть, ребенок способен выполнять сложные инструкции, осознанно переходя от одного вида деятельности к другой, удерживая при этом инструкцию и цель деятельности. Следовательно, у ребенка возникает очень важное образование как произвольное внимание. Объем внимания в 5 лет составляет в среднем 5-6 объектов, к 6-ти годам 6-7.
Память.
К 5-6 годам начинается формирование произвольной памяти. То есть ребенок способен самостоятельно (а не механически) при помощи образно-зрительной памяти (не глядя на предмет) запомнить 5-6 объектов, на слух также 5-6- объектов.
Мышление.
В этот период развития ребенка совершенствуется образное мышление. Дети могут решать задачи не только в наглядном плане, но и в уме. Развивается способность схематизации и представления о цикличности изменений.
Важным в развитии мышления 5-6 летнего ребенка становится способность к обобщению, которое является основой развития словесно-логического мышления, то есть способности рассуждать, анализировать и делать выводы на основе заданных параметров. То есть, например, при формировании групп предметов, ребенок способен учесть уже два признака.
Дети этого возраста способны дать адекватное причинное объяснение чему-либо при условии, что это происходило в их жизненном опыте, то есть ребенок слышал или видел описываемое.
Понятие времени ещё не совершенно, поэтому у ребенка наблюдается не точная ориентация во временах года, днях недели, при этом лучше запоминаются названия тех дней недели и месяцев года, с которыми связаны эмоционально окрашенные события.
Воображение.
Это период расцвета детской фантазии, которая самым ярким образом проявляется в игре, где ребенок увлечен. Такое развитие воображения позволяет детям сочинять достаточно развернутые и последовательные истории. Но такие способности ребенок приобретает только при условии постоянной активизации этих процессов: разговоры на заданную тему, сочинение собственных сказок.
Речь.
Речь продолжает активно развиваться и совершенствоваться. Особенно это касается звуков. Дети уже способны правильно произносить шипящие, свистящие и сонорные звуки. Развивается и фонематический слух (это способность правильно слышать и узнавать звуки), увеличивается интонационная выразительность речи, например, при чтении стихов, в играх, в повседневной жизни. Совершенствуется грамматический строй речи, то есть дети уже используют практически все части речи и активно занимаются словотворчеством. Лексический состав речи становится более широким, активно используются синонимы и антонимы. Речь становится связной. Дети способны пересказывать по картинке, описывая не только центральные события, но и второстепенные детали.
Настольные игры для нескольких игроков (лабиринты, квесты и т.д.)
Обязательно чтение литературы с подробным рассмотрением персонажей и их качеств, ситуации – причина и следствие с точки зрения моральных норм. Возможно, придумывать свой конец историй, сочинять сказку на заданную тему. Также можно вводит в круг чтения и познавательную литературу: детские энциклопедии.
Продолжаем развивать мелкую моторику:
- Конструкторы: «лего» с мелкими деталями, деревянные, металлические (моделирование).
- Работа с ножницами (аппликации), раскраски (желательно карандашами)
Любые формы ролевых игр: куклы и машины, дома и фермы и пр.
Можно поиграть в профессии знакомые ребенку и уточнить кто и что делает.
Подвижные игры продолжают развивать координацию, ориентацию в пространстве и крупную моторику.
Компьютерные игры не более 10-15 минут в день.
Физиологические особенности ребенка 4-5 лет.
Этот возраст физиологи называют «периодом первого вытяжения», так ребенок за год может вырасти на 5-7 см. Рост ребенка в 5 лет в среднем 106.0-107.0 а масса тела 17.0-18.0 кг. В течение года в месяц прибавка в весе составит 200 г, а роста – 0.5 см.
Также характерно неравномерность роста отдельных частей тела. И в этом периоде жизни ребенка, отмечается увеличение длинны конечностей, ширины таза и плеч как у мальчиков, так и у девочек. При этом есть половые различия: грудная клетка у девочек увеличивается более интенсивно, чем у мальчиков.
Костный скелет продолжает изменяться. Поскольку рост головного мозга еще не закончен, кости черепа еще сохраняют хрящевые зоны. Окружность головы к 6 годам в среднем составляет 50 см. Поверхность мозга шестилетнего ребенка составляет более 90% размеров поверхности мозга взрослого человека.
Носовая перегородка также еще не окостенела. Это необходимо учитывать при проведении подвижных игр.
Позвоночник ребенка 5-6 лет очень чувствителен к деформирующим факторам, так как скелетная мускулатура еще слаба в области связок и сухожилий. Поэтому при избыточной массе тела ребенка, а также при несбалансированных физических нагрузках возможно нарушение осанки, развивается плоскостопие и вздутый или отвислый живот (возможно появление грыжи).
Однако крупные мышцы к 6 годам развиты хорошо, поэтому спортивные упражнения даются им легко. А вот мелкая моторика еще не достаточно сформирована.
Дыхательная система ребенка еще сильно отличается от взрослой: она гораздо уже. И поэтому нарушение температурного режима в помещении, а также отсутствие баланса влажности может привести к распространению респираторных заболеваний.
По сравнению с новорожденным сердце ребенка увеличилось в 4 раза. Средняя частота сердцебиения составляет 92-95 ударов в минуту.
В этом возрасте совершенствуются основные процессы нервной системы: возбуждение и самое главное торможение, которое позволяет ребенку произвольно контролировать поведение и мыслительные процессы. Но поскольку эти процессы все-таки еще не совершенны, ребенок может с отсрочкой по времени реагировать на экстренную просьбу (отпрыгнуть, оттолкнуться и т.д.).
Также в этом возрасте четко прослеживаются так называемые «динамические стереотипы», то есть ребенок может негативно реагировать на смену привычного уклада жизни. Для совершенствования этих нервных процессов рекомендуется создавать частично измененную на время обстановку при проведении подвижных игр, походы в гости и на общественные мероприятия.
- Юлия Гиппенрейтер, «Общаться с ребенком. Как?», «Поведение ребенка в руках родителей», «Чувства и конфликты».
- Ирина Млодик , «Книга для неидеальных родителей или жизнь на свободную тему» «Метаморфозы родительской любви, или Как воспитывать, но не калечить»
- Людмила Петрановская, «Если с ребенком трудно», «Что делать если….»
- Мария Осорина, «Секретный мир детей в пространстве мира взрослых».
- 5. Ольга Владимировна Хухлаева, «В каждом ребенке – солнце? Родителям о детской психологии»
- Бретт Дорис, «Жила-была девочка, похожая на тебя…»
- Адель Фабер, Элейн Мазлиш, «Как говорить, чтобы дети слушали, и как слушать, чтобы дети говорили»
- Росс Грин, «Взрывной ребенок».
- Джон грей, «Дети с небес»
- Лютова Е.К., Монина Г.Б. «Шпаргалка для взрослых».
Источник