2 года ребенок мало знает слов
Безусловно, в два года практически ни один малыш пока не может похвастаться невероятными достижениями в плане разговорных навыков. Более того, сегодня логопеды говорят о позднем речевом развитии у детей. Следует учитывать, что становление речи – достаточно индивидуальный процесс, который у всех происходит по-разному. Однако, если у малыша заметны трудности в данном вопросе, необходимо помочь ему справиться с этим этапом развития. Ведь большинство логопедических проблем легко решаются в наиболее раннем возрасте. И чем младше ребенок, тем проще ему поставить правильную речь.
Нормы формирования разговорных навыков
Важно отметить, что нормативные показатели – это достаточно обобщенные и сухие данные. В них не учитываются индивидуальные физиологические и психологические особенности ребенка, которые в большинстве случаев играют решающую роль. Во многих случаях только специалисты могут определить наличие каких-либо сложностей или отклонений у малыша.
Как бы то ни было, официальными нормами развития речевого аппарата у детей принято считать:
- до 5-6 месяцев – период гуления, когда малыш издает звуки, интонационно схожие с привычными словами;
- 7-8 месяцев – 1 год 2 месяца – подражание животным, повторение односложных слов («дай», «ма», «ба», «мяу», «гав»);
- 1 год 2 месяца – 2 года 6 месяцев – расширение словаря, составление первых словосочетаний, фраз и предложений;
- 2 года 7 месяцев – 3 года 5 месяцев – закрепление и четкая формулировка предложений, словесные игры, сочинение историй в слух.
При этом следует также учитывать, что девочки начинают говорить гораздо раньше, нежели мальчики. Они активно подражают взрослым, быстро копируют их слова, интонацию и произношение. В свою очередь, мальчикам проще составлять грамматически правильные предложения.
Почему может молчать или плохо говорить ребенок в 2 года?
Безусловно, причины, по которым малыш может не разговаривать или делать это с большим трудом в таком возрасте, могут быть вызваны травмами, заболеваниями или задержками в развитии. Однако специалисты выделяют еще 2 причины, не связанные с вышеперечисленными проблемами, по которым малыш может испытывать трудности с формированием речи:
- Отсутствие достаточного количества разговорного общения. Логопеды утверждают, что говорить с малышом необходимо с первых дней его жизни. Делать это нужно не только для того, чтобы он слышал слова и предложения, но и для пробуждения в нем интереса к речи. Впоследствии это поможет увлечь ребенка, и он сам будет стремиться быстрее освоить разговорные навыки.
- Нечеткая, беглая или быстрая речь взрослых. Если окружение ребенка общается слишком непонятно для малыша, он просто не будет в состоянии понимать и повторять за взрослыми слова. Родителям следует говорить медленнее, сделать четче и выразительнее, и не только в прямом общении с крохой, но и когда просто находится рядом.
Читайте также: Что такое клаттеринг и как его исправить?
Какая обстановка положительно поможет ребенку быстрее сформировать правильную речь?
Если двухлетний ребенок не говорит или плохо проявляет речевые способности, следует обратить внимание на такие параметры окружающей среды, как:
- активное общение между членами семьи;
- наличие достаточной коммуникации между ребенком и его сверстниками (или детками немного старше);
- отсутствие постоянно отвлекающего шума (громко работающий телевизор, компьютер и проч.).
Необходимо в первую очередь обеспечить качественную языковую среду, в которой малыш сможет доступно воспринимать речь окружающих, понимать ее и, соответственно, самостоятельно воспроизводить.
Как стимулировать ребенка разговаривать много и грамотно?
Многие малыши склонны в процессе формулировки фраз или даже одиночных слов замыкаться в себе и не произносить их вслух. Для активного развития речевого аппарата у двухлетних детей специалисты советуют:
- Не бранить ребенка за молчание или ошибки. Это может сформировать негативное отношение малыша к разговорам, и он совсем не захочет ничего делать в этом направлении.
- Поощрять малыша за произношение слов, хвалить за новые речевые проявления.
- Многократно повторять наименования предметов во время игр, прогулок и других занятий.
- Задавать вопросы и дожидаться, пока ребенок ответит. Важно не перебивать малыша и не заканчивать за него слова и предложения.
- Дожидаться, пока кроха словами выскажет свои желания. Так, если ребенок показывает пальцем на стакан, родители могут делать вид, что не понимают его, пока он не произнесет слово «пить».
- Читать много сказок, рассказов и историй, петь вместе песни и проговаривать простые стишки.
- Общаться с ребенком много и правильно, не сюсюкая и не искажая слова. Для лучшего восприятия, родителям следует четко артикулировать и упростить собственную речь до коротких фраз и слов.
Чтобы отследить наличие прогресса, можно завести отдельную тетрадку, в которой родители смогут отмечать появление новых звуков и слов у малыша.
Какие упражнения помогут ребенку преодолеть речевые барьеры?
Безусловно, для решения сложностей с формированием речи следует обратиться к логопеду, а в некоторых случаях также к психологу. Специалисты помогут малышу стабилизовать речевой аппарат и правильно поставить воспроизведение звуков. При этом, для достижения положительного результата следует проводить комплексную работу и дополнять логопедические и психологические занятия домашним развитием. Ниже представлены примеры упражнений на развитие речевых навыков у двухлетних малышей, которые специалисты рекомендуют практиковать в домашней обстановке.
Читайте также: Ребенок плохо говорит в 4 года. Причины
Пример №1 «Не понимаю».Упражнение проводится в игровой форме. Родители делают вид, что совершенно не понимают, чего хочет малыш. Если он указывает на печенье – следует подать ему любой другой предмет. При этом, не стоит ругать малыша, а лишь эмоционально проявлять искреннее непонимание.
Аналогично можно поступать с игрушками, располагая их на недосягаемой для крохи высоте. Когда он будет жестами просить определенную вещь – подавать абсолютно иную. При этом, каждая игрушка должна быть обозначена простым словом («мяч», «кукла», «машинка» и др.). Следует подольше не давать желанный предмет, чтобы дождаться от крохи словесного выражения желания.
Когда родитель будет давать малышу ту игрушку, которую он хотел – следует несколько раз повторять «Ты хочешь куклу? Вот тебе кукла. Держи куклу». Очень скоро ребенок станет повторять эти слова и будет сразу называть предмет, который он хочет получить, чтобы не терять время с «непонятливыми» родителями.
Пример №2 «Важное поручение».Малыши с раннего возраста любят, когда их делают ответственными за «важные» дела. Следует почаще просить ребенка что-то принести или узнать у других членов семьи какую-либо информацию. При этом важно объяснить крохе, на сколько незаменимой является его помощь, и что только ему под силу справиться с этим заданием. Это будет стимулировать малыша, ведь для того, чтобы оправдать возложенные на него надежды, ему нужно будет объясниться словами.
Пример №3 «Договори слово». Родитель произносит начальный слог слова, а малыш – заканчивает его. Коллективное произношение позволяет детям избежать боязни совершить ошибку, расслабляет и стимулирует к более активному проявлению речевых навыков.
При этом, не стоит пренебрегать помощью грамотных специалистов. Опытный логопед позволит не только развить активную и правильную речь, но и высшие психические функции малыша.
Источник
Обычно к году малыши уверенно произносят простейшие слова: «дай», «мама», «баба», «папа». Это время, когда ребенок говорит свое первое слово, пусть даже неосознанно. К двум с половиной годам ребенок по идее должен не только пополнить свой словарный запас, но и научиться складывать из слов простые предложения: «Дай мишку!», «Пойдем гулять!», «Купи мячик!», «Дай ручку!» и т. п. Но что делать, если ребенок в 2 года не говорит вообще или произносит невнятные, понятные лишь маме звуки? Почему у малыша «во рту каша», когда ровесники его уже вовсю «щебечут?» Стоит ли говорить в этом случае о какой-то отсталости, или такая упорная молчаливость — лишь индивидуальная особенность? И главное — как научить малыша, достигшего двух-трехлетнего возраста, говорить?
Причин, по которым ребенок в 2 года не говорит, много:
Поражение слуха. Когда кроха не очень хорошо слышит, то, соответственно, он и речь окружающих будет воспринимать плохо. При более тяжелых случаях (вплоть до глухоты) малыш может не говорить вообще либо сильно искажать звуки и слова в целом.
Наследственность. Если вы, к примеру, сами произнесли первые внятные слова поздно, то в том, что ребенок в 2 года не говорит, нет ничего странного. Хотя, если малыш и к трем годам не овладел простыми предложениями, стоит побеспокоиться и обследовать чадо.
Ослабление организма. Недоношенность или серьезная болезнь, например, могут вызвать задержку созревания (развития) нервной системы и, следовательно, самой речи.
-Гипоксия.
— Травмы (в т. ч. и родовые).
— Сильная интоксикация.
— Испуг.
— Перенесенная операция.
— Неправильное воспитание (например, излишняя опека, когда желания ребенка буквально предугадываются).
— Нарушения развития в целом.
Между родителями ходят слухи, что девочки якобы начинают ходить и говорить раньше, чем мальчики. На самом деле теория эта не имеет обоснованных подтверждений. Бывает, что ребенок не хочет говорить два, а то и три года, а потом его вдруг «прорывает» на цельные, правильно составленные предложения. Если малыш прекрасно понимает, что говорят ему родители и окружающие и при этом даже выполняет какие-то несложные инструкции («подойди», «возьми», «положи», «сядь» и т.д.), то беспокоиться, скорее всего, не о чем.
Активная речь может возникнуть внезапно. Если малыш и повторяет за вами слова, которые вы ему говорите, это совсем не означает, что он их действительно усваивает. Не мучайте, не заставляйте его произносить то, что вы хотите слышать. У некоторых деток подражание может носить отсроченный характер. Старайтесь вызывать малыша на разговор. Например, почаще задавайте своему чаду вопросы, не спешите исполнять желания (пусть он их озвучит). У детей свои собственные ритмы развития. Конечно, существуют так называемые «нормы», но об индивидуальности забывать нельзя. У кого-то позже показываются зубки, кто-то пропускает период ползания и сразу начинает бегать. Поэтому, если ребенок мало говорит, не впадайте в панику. Просто дайте крохе время. Не спешите. Не делайте за него то, что он мог бы сделать самостоятельно (надеть тапочек, или выпить молоко, или покушать). Не получается? Помогите. Но только так, чтобы было это ненавязчиво. Подтолкните своего кроху к самостоятельности. А еще многие психологи советуют пореже включать телевизор, поскольку ваша речь практически сливается со звуками из телевизора, соответственно, ваше чадо воспринимает ваш голос как общий шум. Поэтому от родителей в большинстве случаев зависит, во сколько начинают говорить дети.
Когда стоит начать учить своего малыша разговаривать? Однозначно на этот вопрос не ответить. Собственно, процесс обучения, по сути, начинается еще в утробе. Доказано, что ребенок воспринимает звуки и реагирует на них, находясь еще в мамином животике. Он затихает, «прислушиваясь», когда женщина напевает песенку или, напротив, «воюет», когда она ругается. Психология — наука тонкая, и то,что заложено до рождения, обязательно проявится после. Активные занятия с малышом стоит начинать, когда малыш:
— пытается звуками (либо жестами) что-то объяснить;
— не просто все слышит, но и понимает речь;
наедине с собой говорит белиберду, однако достаточно четко выговаривает практически все звуки.
Взаимосвязь между развитием речи и мелкой моторикой. До полугода ребенок увлеченно повторяет мимику мамы, которая с ним разговаривает. Однако месяцев с семи имитация эта ослабевает. Малыш активно изучает столь богатый внешний мир, и внимание его на родителях уже не так заострено. Замечено, что речевое развитие проходит параллельно с развитием моторики. Особенное значение лежит в противопоставлении большого пальчика всем другим. Давайте крохе катать мячик, приучайте работать с пластилином, купите ему разноцветные деревянные бусы (покрупнее).
К полутора годам начинайте осваивать уже более сложные манипуляции:
— застегивание замков и пуговичек;
— завязывание узлов;
— шнуровка (речь пока не об умении завязывать шнурки на ботиночках, учите малыша просовывать шнурки в небольшие отверстия) и т.д.
Движения левой руки отвечают за развитие правого полушария и наоборот. Очень полезны те совместные игры, в которых содержатся элементы сгибания пальчиков.
Критические периоды в развитии речевой функции. Врачи выделяют несколько периодов:
Между первым и вторым годом в речевом развитии прослеживаются четкие предпосылки речи. Это время «лепетных» слов: «ля-ля», «ня-ня», «ла-ла», «ба-ба» и т. д. Уже в это время надо думать о том, как научить ребенка правильно говорить. Почаще просите кроху показать птичку, лошадку, коровку, собачку, кошечку и т. д. Побуждайте его к произношению (озвучиванию) действий. Идеальный пример для подражания — собственный. Учите кроху новым движениям: «сядь», «дай», «ложись», «возьми». Используйте игры, в которых действия производятся по команде взрослых: «Ладушки», «Сорока-ворона», «Топ-топ» и т. п.
В промежуток между 1,5 и 2,2 годами дети пытаются связывать два, а то и три слова. Что в таком возрасте обычно может сказать малыш? Например, такие фразы, как: «Де баба?», «Дай пи» и т. д. К этому возрасту ребенком усваиваются обобщенные понятия. Слово «нельзя», например, используется в разного рода ситуациях. Начинайте увеличивать количество и сужать значение понимаемых малышом слов: называйте детали одежды (шапочка, носочек, кофточка, колготки и т. п.), мебели, игрушек. Важно комментировать и применяемые действия: «возьми игрушку», «одеваем рубашечку», «застегиваем пуговичку» и т. д. Желательно любое действие малыша сопровождать обращением.
К 2,6 годам словарный запас крохи начинает стремительный рост. Он уже сам спрашивает, показывая пальчиком на незнакомый предмет: «Это что?» Сложно сказать, во сколько начинают говорить дети. Если имеется в виду уже осознанная речь (не период подражания), то, пожалуй, именно в этом возрасте. Ребенок не выговаривает слова достаточно четко, часто коверкает их. А взрослые, пытаясь «спуститься до уровня» ребенка, тоже начинают коверкать свой разговор, затормаживая становление речи малыша. Действительно, для чего ребенку учиться произносить слова четко и правильно, если понимают и так? Помните: малыш должен слышать все слова в правильной подаче! Тогда к трем — трем с половиной годам он и сам будет говорить достаточно ладно. К этому возрасту слова будут изменяться по падежам и числам, а предложения станут более сложными. Однако и завышать требования нельзя, иначе ребенок просто замкнется. Кстати это одна из причин того, почему ребенок не говорит.
Три года — время, когда ребенок переходит к контекстной речи. Здесь уже требуется согласованность внимания, памяти, анализа, речедвигательного аппарата. Рассогласованность работы ЦНС может вызвать упрямство и негативизм со стороны малыша. Система эта еще довольно ранима, поэтому на фоне стресса (даже небольшого) возможен так называемый мутизм и заикание. Кстати, срывы возможны и в 6-7 лет, когда приходит время начать развитие письменной речи. В это время ЦНС подвержена сильной нагрузке и находится на грани стресса.
Обязанности родителей.
Занимайтесь с малышом. Но уроки превратите в игру. Произносите названия тех предметов, которые вы вместе увидите. Если малыш не повторяет их — не настаивайте, пусть обучение будет незаметным, ненавязчивым. Искренне радуйтесь, если ваше чадо произнесет новое слово. Хвалите его. Не предупреждайте все желания крохи, ставьте наводящие вопросы: «Какого цвета?», «Хочешь кушать?», «Что коровка делает?» Причем сложность ответов увеличивайте постепенно, начав с простого. Читайте малышу детские стишки, сказки, напевайте песенки. Причем обязательно воспроизводите звуки (мяукание, жужжание), поощряя попытки повторить только что произнесенное вами. Не сюсюкайте — слова должны произноситься правильно, четко. Комментируйте действия (и его, и свои). Научите кроху кривляться (растягивать губы, вытягивать их в трубочку, щелкать язычком), это отличная зарядка для артикуляционного аппарата. Если малыш выражает желания какими-то жестами, поправляйте его, озвучивая его желания в вопросительной форме: «Ты пить хочешь?», «Игрушка упала?» и т. п. Заведите дневник, в который вы будете вносить все изменения: новые звуки, слова, звукоподражания. Так будет проще проследить рост речевого развития.
Статья из Ответопедии
Источник
иногда делает вид что не слышит или просишь принести что нибудь, принесет что то другое. ….. почему так, ведь уже не маленький. …. говорит мало и в основном не понятно на своем языке. У соседей сын ему тоже 2 исполнилось, говорит как взрослые и на горшок просится. …. почему так? Я начинаю переживать за сыночка…….
Аноним автор темы
почему так? Я начинаю переживать за сыночка…….
невролог что говорит? у дочери в 2 года было слов 50 примерно,это мало.Сейчас проблемы с речью до сих пор(( 3.5 года сейчас
Аноним автор темы
У соседей сын
он здесь при чём?
Ребёнку СДВГ врач поставил, или мама?
Аноним
у дочери в 2 года было слов 50 примерно,это мало.Сейчас проблемы с речью до сих пор(( 3.5 года сейчас
а у моя заговорила в 2,9. До этого в активном словаре было слов 10 от силы, пассивный речевой запас хороший был. В 4 года была на нижней границе нормы по мнению логопеда. Историй таких куча и все разные
Беспокоитесь — идите к грамотному врачу, который если и будет лечить, то конкретные симптомы, а не мамины жалобы
Только выползая из-под спящего младенца человек может постичь всю полноту своей неуклюжести
Моей 2. Слов 10-15 максимум. Остальное на марсианском языке каком-то. С горшком никак, как нк бьюсь. Знает куда писать надо, показывает, но не делает так. Пассивный словарный запас очень большой. Иногда сама удивляюсь, откуда знает что это. А так книги слушать не любит, заниматься тоже. Не парюсь. Все так индивидуально. Не сравнивайте никогда с другими детьми.
Моя в два тоже почти не говорила, в 2,5 ходили к неврологу с другой совсем проблемой, дак она таааааак сакцентировала на отсутствие нормальной речи у ребенка. Зато в 2,7 уже не заткнуть было-резко заговорила, стишки песенки сразу наизусть запоминать стала.
А в плане принести-дак и после трех лет невнимательность какая то
Нам 2,4 почти тоже говорит на своем тарабарском. Активных слов в пределах 20. Невролог дала время до осени-т е как раз в садик пойдет. Сказала, что у деток, не посещающих дс часто такая проблема, т к дома их понимают и нет смысла пытаться говорить больше. Потом сказала, что если не увеличится словарный запас после начала садика-там уже медикам терапия. Во дворе ест мальчик он с 1,4 отлично и понятно говорит. Щас ему 1,10 примерно-говорит предложениями. Все дети разные
Я-капитан маленькой футбольной команды
Моей 2,3 тоже не говорит… По назначению невролога пропили месяц Пантогам (1 таб. в день). Не помогло… Сейчас еще лечение назначит.
знаю несколько малышей в 2 года вообще не говорят
Аноним автор темы
дефицит внимания
это еще что за термин?
по теме. переживаете — идите к неврологу.
а вообще пока ничего критичного
Дело не в пессимизме и не в оптимизме, а в том, что у девяноста девяти из ста нет ума. (c)А.П.Чехов
Аноним
у дочери в 2 года было слов 50 примерно,это мало.
было слов 20 не больше, в 2,1 как понесло остапа, что не заткнуть было.
Один точный удар в челюсть заменяет 3 часа воспитательной беседы.
аноним
Моей 2,3 тоже не говорит… По назначению невролога пропили месяц Пантогам (1 таб. в день). Не помогло… Сейчас еще лечение назначит.
а из-за чего не говорит-то? Причину нашли?
Пантогам, блин, назначают без ума всем подряд :dash: аккуратнее надо к мозгу детскому относиться, аккуратнее!
Только выползая из-под спящего младенца человек может постичь всю полноту своей неуклюжести
У меня отец в 5 лет заговорил только. Тоже думали, что вообще не заговорит. А он :» Ну а че говорить-то?»
у моего в карте в 2 года запись от невролога (Евсюковой)- ОНР. говорил… ну на человеческом почти не говорил, вдвоем с врачом еле-еле насчитали 18 слов в репертуаре..
в 2,2 прорвало. сейчас 6. работает в режиме радио — молчит только когда спит и ест. :gy: с речью проблем нет (с произношением немного есть — мамина дизартрия)
Ну и как вам демо-версия мира без вакцин?
50 слов, капец…
Моим 1,9. В арсенале слов 7. А между собой по полчаса говорят. Что то спрашивают, отвечают. Были у Шароновой сказала ждать
Аноним автор темы
дефицит внимания у ребенка 2 лет
:gy: Диагноз сами поставили?
Аноним автор темы
иногда делает вид что не слышит или просишь принести что нибудь, принесет что то другое. …..
У меня 6-летка также делает. Психолог и невролог патологии в этом не увидели. Ребёнок занят, думает о своём, чем-то увлечён. Почему он должен на маму реагировать?
MamaLENCHIC
Моим 1,9. В арсенале слов 7.
У сына 7 слов в год было. На тарабарском болтал только так. Итог — в 3 года тяжёлые речевые диагнозы. Так что всяко бывает… А Вам пока да: ждать и наблюдать за речевым развитием.
MamaLENCHIC
50 слов, капец…
Что Вас удивляет? У дочери 50 слов было в 1г3м. Все дети разные.
vulpes pilum mutat, non mores
Тут надо понимать, что люди за слово считают. Многие дети говорят только первыми слогами, придумывают для определенных предметов свое детское название. Мы буквально позавчера были у невролога с проблемой речи. Сказала, считать все, и слоги и неполное произношение. Я насчитала около 150. По факту ребенок почти не говорит ничего внятного.
Аноним автор темы
иногда делает вид что не слышит или просишь принести что нибудь, принесет что то другое.
А вы слух проверяли?
Если считать и то что он говорит на своем языке, то можно намного больше насчитать. 10-15 слов это чисто произнесены.
да, все в порядке
У меня у подруги мальчику 3г 2 мес, говорит 15 слов всего!!! При этом, она ходила к неврологу около его 3лет, назначил какой-то препарат и отправить в садик. В садик он ходит уже мес 2 , только до этих 15 слов дошли, до этого даже «мама» не говорил. Вот это я считаю задержка речевого развития..А подруга даже не переживает особо(
Моей девочке 2г 4 мес. Заговорила прямо хорошо в 2 ровно. Сейчас рот не закрывается, говорит все, по-взрослому.
Поражаюсь, сколько знает ребенок в этом возрасте и как мыслит, а если бы не говорила, то и не узнала бы…
Но в 2 я бы еще не сильно беспокоилась. Я своей изначально «дала время», чтобы заговорить до 2г5мес, потом уже стала бы бить тревогу. Ну и все равно, видно, если словарный запас хоть чуть-чуть расширяется, фразы появляются- значит развитие не стоит на месте.
Источник