1 тренинг для эмоционального развития ребенка
Психология
Коробка радости, спиннер грусти и другие упражнения для развития эмоционального интеллекта ребенка
22 мая
13 898 просмотров
Екатерина Ушахина
Радость, грусть, гнев, страх, интерес… Каждый день мы и наши дети испытываем все эти эмоции. Но знает ли ваш ребенок, где они живут и как с ними подружиться?
Малыш Элон с планеты Эмоций видит чувства, умеет управлять настроением и мечтает поделиться с ребятами своими знаниями. Берите ручку и цветные карандаши — вас ждёт путешествие в один из самых удивительных и прекрасных миров: мир внутри нас!
Выполняя задания из книги «Где живут эмоции?» ребёнок учится рефлексии и самоанализу; работая с образами для каждого понятия, развивает абстрактное мышление, а давая оценку самому себе — критическое мышление.
Где живут эмоции?
Дерево любви
На планете Эмоций растут деревья любви. Всякий раз, когда элоны говорят, что им нравится в себе, на деревьях распускаются сердечки. Скажу по секрету: мне нравится в себе то, что я помогаю родителям, держу своё слово, много читаю и легко завожу друзей. А ты за что можешь себя похвалить? Напиши или нарисуй в каждом сердечке по одному примеру. Я точно знаю: ты много чего делаешь хорошего!
Банка эмоций
Чтобы различать эмоции и дружить с ними, элоны постоянно учатся. Каждый вечер элон кладёт в одну баночку смайлик с эмоцией, которую чаще всего видел в этот день, а в другую баночку — смайлик с эмоцией, которую чаще всего испытывал. В конце недели он смотрит, каких эмоций было больше.
Ты тоже можешь заполнять такие банки. Начни прямо сейчас! Какая эмоция была у тебя сегодня главной? А какую эмоцию чаще всего испытывали люди вокруг? Выбери соответствующие смайлики и нарисуй по одному внутри каждой банки. А ещё можно завести настоящие банки и каждый вечер складывать в них смайлики, вырезанные из картона.
Где живут эмоции
На Земле эмоции живут не в домиках, а внутри людей. Подумай, где у тебя в теле могут находиться эмоции. На фигурке человека покажи разным цветом, где какая эмоция живёт. Затем соедини линиями цветные участки с названиями эмоций.
Задание направлено на осознание связи эмоций с телом. Если эмоции внутри нас, значит, мы можем ими управлять.
Эмодзи
А это задание посложнее. Выполнив его, ты научишься лучше видеть и понимать эмоции. Когда эмоции отображаются на лице, это называется мимикой. Ты можешь, посмотрев на человека, отличить радость от удивления, а страх от интереса? Если нет, давай потренируемся! Попробуй отгадать, какой смайлик какую эмоцию изображает.
Эмоциональный автомат
Ты уже умеешь различать по лицам эмоции, а теперь попробуй сам их изобразить. Сыграй с родными или друзьями в «Эмоциональный автомат». Выбери любой ряд со смайликами и изобрази все три. Пускай друзья решат, похоже у тебя получилось или нет. Зачеркни ряд и передай ход другому.
Радуга эмоций
Мы, элоны, видим эмоции и различаем их цвет, поэтому для нас мир играет яркими красками. Каждый элон знает, какого цвета его радость, а какого — удивление, как выглядит грусть, а как — сомнение. А твои эмоции какого цвета? Создай свою радугу эмоций!
Эмокнижка
Чтобы запомнить названия эмоций, сделай книжку-подсказку. Вырежи из бумаги четыре одинаковые фигуры, например круги. Согни их пополам, напиши на каждой половине название эмоции и раскрась. Сложи фигуры стопкой, в районе сгиба скрепи степлером или клеем.
Получившуюся книжку можно носить с собой и без слов показывать окружающим, что ты сейчас чувствуешь. А ещё можно поиграть: в людном месте открой эмокнижку на случайной странице и попробуй найти человека, который испытывает выпавшую эмоцию.
Коробка радости
Для каждой эмоции мы, элоны, собираем коробку с предметами, с ней связанными. В моей коробочке радости лежат ракушка, которую я нашёл в море, камушек с бабушкиной дачи, колокольчик — подарок мамы, кораблик: его мы сделали вместе с папой — и шишка, раскрашенная золотой краской к Новому году. Ты тоже можешь так сделать!
Возьми картонную коробку или смастери её сам, обклей красивой бумагой и положи внутрь то, что напоминает тебе про радостные события. А сейчас напиши или нарисуй на гранях коробки то, что вызывает у тебя радость.
Спиннер грусти
Когда мне становится очень грустно или я устаю мечтать, я достаю спиннер грусти. Сделай себе такой же.
Вырежи из бумаги круг, с помощью карандаша и линейки раздели его на секторы, в каждом из них напиши приятное дело. Возьми обычный спиннер (наверняка он есть у тебя дома, и не один), приклей к нему стрелочку. Когда тебе станет очень грустно, положи спиннер в середину круга, раскрути и выполни то, на что покажет стрелка. А ещё ты можешь показать игру друзьям и научить их грустить с пользой.
Заклинание от страха
Подружиться со страхом мне помогает заклинание. О нём я узнал от папы, а ему рассказал его папа. Сегодня я поделюсь им с тобой. А ты придумай своё собственное защитное заклинание. Фразы в нём могут быть любыми, главное — записать их на бумаге. Ты можешь попросить помощи у родителей. Наверняка у них найдутся для тебя подходящие слова! В следующий раз, когда тебе нужно будет преодолеть страх, произнеси заклинание про себя.
Не бывает хороших или плохих эмоций, все они необходимы. Задача родителей — научить детей управлять ими, чтобы каждая эмоция не была тяжелой и неподъемной.
По материалам «Где живут эмоции?».
Обложка статьи — иллюстрация из книги «Где живут эмоции?».
Источник
Игры, упражнения и тренинги, для развития эмоциональной сферы детей.
1. Игры-драматизации. Преимущество такой игры состоит в том, что персонажами игры являются сами дети. В момент игры ребёнок не только получает удовольствие от познания нового в окружающем мире, но и при этом учится управлять своим телом, голосом, интонацией, всем своим содержанием. Основной принцип участия детей в игре- это добровольное желание. Структура педагогического занятия театрализованной игрой- драматизацией состоит из специальных упражнений, объединенных в связанные группы и направленных на развитие навыков произвольной регуляции в предлагаемых сферах деятельности. Каждое упражнение включает фантазию (образы и идеи), чувства (эмоции и переживания, впечатления) и активные движения ребенка с тем, чтобы он учился самостоятельно воздействовать на каждый элемент описанной триады. Для того чтобы общий ход игры не прерывался, выбранные упражнения объединяются содержанием сюжетно-ролевой игры. Одно из условий игры — это отсутствие каких-либо внешних атрибутов. Предметы и события игрового сюжета воображаемые, то есть обозначаться пантомимическими и физическими действиями или могут быть замещены предметами окружения. Таким образом каждая часть занятий решает единовременно несколько совершенно самостоятельных задач, важных и каждая по-своему необходимая для развития эмоциональной сферы ребенка. В сюжет игры включаются творческие идеи и предложения самих детей.
2. Упражнения на развитие эмоций и эмоциональный контакт. Такие упражнения направлены на развитие у ребёнка способностей осознавать, понимать, верно выражать эмоции и полноценно переживать как свои, так и чужие эмоции. Психологическое и игровое содержание подобных упражнений призвано разрешать следующие задачи:
- фиксация внимание ребенка на чужих проявлениях эмоций;
- подражательное воспроизведение чужих эмоций, фиксируя, при этом, для себя мышечные ощущения;
- анализ и словесное описание мышечных ощущений при проявленных эмоциях;
- повторное воспроизведение эмоции, с контролем внутренних ощущений.
3. Коммуникативный тип упражнений. При применении этого типа упражнений происходит естественная тренировка общих способностей ребёнка, и невербального воздействия детей друг на друга (пантомимы — эмоциональные проявления и контакты). В упражнения включены обмен ролями партнеров театрализованной игры и самооценка их эмоций. Главным инструментом, которым овладевают дети, выполняя коммуникативные упражнения, становятся способность сопереживать, и навык освобождаться от эмоциональной напряженности, способность свободно проявлять свои эмоции, навык и желание активно общаться.
4. Пантомимические и мимические и этюды. В этюдах выразительно изображаются отдельно выбранные эмоциональные состояния такие как интерес, радость, удивление, гнев или ярость, градации между ними и др., связанные с переживанием психического и телесного довольства или неудовольствия. При помощи пантомимических и мимических этюдов ребёнок знакомится с элементами выразительных движений используя мимику лица, жесты рук, изображение позой тела, с передачей характерных повадок в движениях.
5. Элементы психологического тренинга. Элементы тренинга позволяют имитировать или проиграть реальную затруднительную жизненную ситуацию из опыта ребенка, а также найти способ решения из нее как с вариантами концовки, как с положительным, так, возможно и с отрицательным результатом. В такой театрализованной игре дети наглядно могут убедиться в многополярности мира и в том, что в любой затруднительной жизненной ситуации возможно найти несколько вариантов решений. Также ребёнок начинает осознавать, что он сам может повлиять на исход ситуации, выбирая наиболее подходящий вариант.
Давайте рассмотрим игры и упражнения.
Упражнения, направленные на коррекцию понимания детьми своих и чужих эмоциональных состояний.
- Этюд «Кто как радуется».
Дети становятся в круг. Ведущий предлагает детям изобразить, показать без слов, как они радуются при встрече с мамой, когда они встречают гостей в свои день рождения, при совместных прогулках с родителями или при походе в зоопарк, цирк.
Выразительные движения: объятия, улыбки, смех, радостные восклицания.
- Этюд «Встреча с другом».
У мальчика был друг. Но вот настало лето, и им пришлось расстаться. Мальчик остался в городе, а его друг уехал с родителями на юг. Скучно в городе без друга. Прошел месяц. Однажды идет мальчик по улице и вдруг видит, как на остановке из троллейбуса выходит его товарищ. Как же обрадовались они друг другу!
- Этюд «Новые игрушки».
Ведущий предлагает детям послушать рассказ про то, как девочке Маше подарили новую куклу, а мальчику Сереже — новую машинку. Они рады, весело смеются, скачут, кружатся, играют с новыми игрушками. Звучит веселая музыка. Детям раздают игрушки и просят изобразить радость вместе с героями рассказа.
Выразительные движения: дети с игрушками улыбаются, прыгают, танцуют под музыку.
- Этюд «После дождя».
Жаркое лето. Только что прошел дождь. Дети осторожно ступают вокруг воображаемых луж, стараясь не замочить ноги. Потом, расшалившись, прыгают по лужам так сильно, что брызги летят во все стороны. Им очень весело.
Игры, направленные на коррекцию состояний тревожности у дошкольников.
Игра «Живая шляпа».
Цель игры: коррекция состояний страха посредством игры в группе.
Ход игры: Педагог- психолог (очень ярко и эмоционально) начинает рассказ. Он декларирует — Это произошло не так давно с очень дружными ребятами. Однажды у… (называется имя одного из присутствующих) наступил день рождения. И тогда он пригласил к себе в гости: (перечисляются имена всех присутствующих детей). Все пришли на праздник и в разгар веселья, когда мамы и папы вышли из в комнаты, раздался страшный грохот! Все дети насторожились, а кто-то сильно испугался. (Педагог изображает выражение испуга на лице): «Ой, ой, ой, что же это?!» — (он с ужасом оглядывается по сторонам, и останавливает свой взгляд в углу комнаты, где заранее спрятан игрушечный котенок, он сидит в машинке с дистанционным управлением, и накрыт шляпой). Педагог организовывает, и все дети вместе бегут к углу комнаты. И что же они там видят? Дети начинают предлагать варианты ответов. А педагог продолжает рассказ. — Это была не простая шляпа…она… дви-и-и-галась! В это время педагог начинает незаметно от детей управлять движением шляпы. Дети испугались (педагог просит детей мимикой и жестами изобразить испуг). И тут вдруг шляпа перевернулась и под ней оказался пушистый, маленький, мягкий котенок.
Все засмеялись и побежали гладить котенка (детям предлагается дотронуться до котенка и погладить его».
Игры, направленные на коррекцию агрессивных состояний у детей.
Игра «Смешинки и злючки».
Цель: развитие навыка распознавать эмоциональные состояния.
Ход игры: педагог-психолог подзывает детей и предлагает им рассмотреть два портрета: на первом изображено веселое выражение лица, а на втором лицо злое. Педагог задаёт вопросы: «Скажите, а какое по вашему мнению настроение у деток, изображенных на портретах? Вы узнали? Давайте-ка посмотрим, а где расположены брови, какая у них форма, а как изогнут ротик». Дети внимательно рассматривают. «А теперь дети давайте подойдем к нашему зеркалу и попробуем изобразить сначала веселое, а затем сердитое выражение лица». Дети начинают изображать при помощи мимики различное настроение и сравнивают его с портретами.
- Игра «Волшебный мешочек».
Цель: снятие вербальной агрессии и негативных эмоциональных состояний.
Ход игры: перед входом в группу детского сада в углу мы повесили волшебный мешочек. Если воспитатель заметит, что ребенок пришел агрессивно настроенный, то педагог просит его отойти в уголок и оставить в волшебном мешочке все «плохие» слова (мешочек маленький и с завязочками). В этот мешочек можно даже покричать. После того, как ребенок выговорится, ребёнок сам завязывает мешочек педагог может ему помочь и далее мешочек спрячется.
- Техника «Разрывание бумаги».
Эта техника позволяет получить положительный терапевтический эффект, так как доставляет и детям и воспитателям массу положительных эмоций, выход энергии и многим агрессивным импульсам, излишне скованных детей раскрепощает и учит их держать слово и выполнять свои обещания.
Описание техники: у детей спрашивают перед началом игры, кто из них пообещает убрать комнату в конце занятия, детям объясняется, что это упражнение потребует значительной энергии, но зато позволит им освободиться от неприятных чувств. Затем обсуждаются разные чувства и вызывающие их ситуации (3-4 мин.).
После этого дети вместе с педагогом начинают разрывать подготовленную бумагу на кусочки и бросать её в кучу в центре комнаты. Когда кучка становится большой, дети энергично подбрасывают кусочки бумаги в воздух, разбрасывают их по комнате. Те, кто отличаются скованностью и аккуратностью, поначалу ведут себя настороженно, но через минуту и они раскрепощаются. Детям очень нравится делать кучки из обрывков бумаги и прыгать на них, обсыпать друг друга кусочками бумаги или подбрасывать их горстками в воздух.
Источник
Психологический тренинг на тему: «Волшебный мир эмоций»
Педагог-психолог Елена Лисуренко
Психологический тренинг на тему: «Волшебный мир эмоций»
Цели: Создание условий для ознакомления детей с миром эмоций и способами адекватного выражения своего эмоционального состояния.
Задачи:
-познакомить детей с видами эмоциональных состояний и их проявлениями;
-развивать у детей доброжелательность и коммуникативные навыки;
-формировать положительный эмоциональный настрой;
-способствовать сплочению детского коллектива.
Материал: карточки 8 цветов (красный, синий, зеленый, желтый, серый, малиновый, черный, коричневый), клубок, карандаши, фломастеры, бумага, магнитофон, СД -диск с музыкой, смайлики
Здравствуйте дети! Я очень рада встрече с вами и тому, что вы пришли с хорошим настроением. Я предлагаю вам еще один способ приветствия.
Здравствуй, Небо! Руки поднять вверх
Здравствуй, Солнце! Руками над головой описать большой круг
Здравствуй, Земля! Плавно опустить руки на ковер
Здравствуй, планета Земля! Описать большой круг над головой
Здравствуй, наша большая семья!
Все ребята берутся за руки и поднимают их вверх.
Ход занятия:
Вступление.
Цель: создание мотивации, настрой на совместную деятельность.
Каждый знает без сомнения,
Что такое настроение.
Иногда мы веселимся,
Иногда скучаем мы,
Часто хочется взбодриться,
Но бываем и грустны.
Очень странное явление –
Перемена настроения.
Всем ребятам важно знать,
Что не стоит унывать.
Поскорее собираемся –
В край чудесный отправляемся!
Сегодня мы побываем в краю хорошего настроения.
Ребята, садитесь в круг. Я сейчас загадаю вам загадку:
Солнце лучиком играет,
А снежок все тает, тает!
Птичкам стало не до сна,
В гости к нам пришла… (весна)
Упражнение «Назови ласково свое имя»
Сегодня такой чудесный день, у меня очень хорошее настроение. Чтобы оно было такое же чудесное у вас, давайте назовем ласково каждый свое имя
Игра «Паутинка»
Предлагаю поиграть в игру «Паутинка». Встаньте в круг. Вот клубок. Я оставляю конец нитки у себя и бросаю клубок одному из вас. При этом говорю комплимент этому человеку: »Когда ты улыбаешься, на тебя приятно смотреть» или « У тебя красивая прическа». Перебрасывая клубок друг другу, мы с вами сплетем паутинку добрых отношений и отличного настроения». Когда клубок побывает у всех в руках, его нужно бросать в обратном направлении. Теперь комплименты возвращаются. И так до первого игрока.
1. Беседа психолога с детьми «Что такое эмоции?»
— Дети, как вы думаете, какое сегодня у меня настроение? Да, оно замечательное.
— А какое еще бывает настроение? (Веселое, радостное, грустное, плохое ..)
— Как вы можете узнать, какое настроение у людей, которые вас окружают?
(По выражению лица).
— Да, наше лицо меняется в зависимости от настроения!
— Дети, а как еще можно назвать проявления разного настроения? (Эмоции).
— Да, эмоции! Мы выражаем разные эмоции. Какие эмоции вы знаете? (Дети называют).
— Различные эмоции люди выражают мимикой. Это когда мы можем передать свое состояние, настроение, эмоцию выражением лица и даже тела.
Упражнение «Превращения»
Педагог-психолог: « Ребята, вам нужно выполнить задание, но задание это необычное, оно волшебное.
нахмурься – как :
— осенняя туча,
— рассерженная мама
улыбнуться, как:
— само солнце,
— как хитрая лиса
позлись, как:
— ребенок, у которого отняли конфету,
— голодный волк
Упражнение «Ленивая кошечка»
Поднять руки вверх, затем вытянуть вперед, потянуться, как кошечка. Почувствовать как тянется тело. Затем резко опустите руки вниз. Повторить несколько раз.
Работа с пиктограммами.
«Я буду показывать вам карточку-пиктограмму, а вы попытайтесь изобразить то выражение лица, которое увидите: испуг, радость, гнев, страх и т.п.
(При этом дети двигаются, приседают, подпрыгивают.
Упражнение «Разноцветное настроение»
— Раз, два, три, четыре, пять – начинаем мы играть!
Сейчас я научу вас раскрашивать свое настроение. Я открою вам такой секрет. Оказывается, каждое настроение имеет свой цвет. Посмотрите – у меня есть разноцветные карточки. Мы разложим их по кругу. Получился цветик -восьмицветик – цветок настроений. Каждый лепесток – разное настроение:
красный – бодрое, активное настроение –
хочется прыгать, бегать, играть в подвижные игры;
желтый – веселое настроение –
хочется радоваться всему;
зеленый – общительное настроение –
хочется дружить с другими детьми, разговаривать и
играть с ними;
синий – спокойное настроение –
хочется спокойно поиграть, послушать
интересную книгу, посмотреть в окно;
малиновый – мне трудно понять свое настроение, и не слишком
хорошее, и не слишком плохое;
серый – скучное настроение –
не знаю чем заняться;
коричневый – сердитое настроение –
я злюсь, я обижен;
черный – грустное настроение –
мне грустно, я расстроен.
— Мы отправим клубочек по кругу и каждый из вас скажет, какого цвета сейчас его настроение. Я начну, а вы продолжите.
Дети обозначают цветом свое настроение.
— Спасибо, мне очень приятно, что у многих из вас сейчас хорошее настроение. А тем ребятам, у кого оно не очень хорошее, мы сейчас поможем
«Солнечный зайчик» Релаксация
С помощью зеркала показать детям солнечного зайчика.
Представьте, что солнечный зайчик заглянул вам в глаза. Закройте их. Солнечный зайчик побежал дальше по лицу, нежно погладьте его ладонями: на лбу, на носу, на ротике, на щечках. Поглаживайте аккуратно, чтобы не спугнуть. Погладьте голову, животик, руки, ноги. Он забрался на животик — погладьте его там. Солнечный зайчик любит и ласкает вас, а вы погладьте его и подружитесь с ним. От общения с Солнечным зайчиком вам стало спокойно и легко. Теперь можете открыть глаза.
Рисование
Детям дается задание: Нарисуйте веселое солнышко.
Рисование проводится под тихую спокойную музыку, красками или фломастерами.
Затем устраивается конкурс на самое веселое солнышко. Победителю вручается смайлик.
А сейчас, давайте встанем в круг, возьмемся за руки, улыбнемся друг другу и передадим тепло наших сердец через ладошки и скажем: «До скорой встречи! ». И пусть у всех сегодня будет хорошее настроение.
Источник