1 год 8 месяцев ребенок зпр
Добрый день!
Ребенку 1 год 3 месяца, мальчик, рост 80 см, вес 11 300, 8 зубов.
Родился 51 см, 3500 на 40-й неделе. Роды естественные, 16 часов безводный период, схватки вызывали. Родился с однократным нетугим обвитием пуповины, закричал сразу, оценка по Апгар 8/9. Во время беремености был сильный токсикоз с 5 по 14 неделю, угроза (мазня) на 4 неделях — причина не установлена, высокое давление в середине беременности (140/100) — прописывали допегит, в конце небольшие отеки. Анализы все хорошие, инфекций не было, наследственность хорошая.
Через 2 недели после рождения перешли на ИВ, ребенок спал на груди, отказывался сосать.
В первый месяц поставили ПЭП. Делали УЗИ ГМ — все нормально.
Ребенок начал держать голову с 2-х мес, уверенно в 3, хватал игрушки всегда ловко, рассматривал, подносил к глазам, перекладывал из руки в руку, реагировал на звуки плачем, вздрагиванием. Переворачиваться активно стал только в 7,5 мес (до этого были лишь эпизоды), в 8 пополз по пластунски, в 8,5 на четвереньках, в 9 сел, в 10 встал у опоры и стал ходить у опоры, в год — ходил за две руки, сейчас в 1,3 ходит за руку — уверенно, но сам ходить отказывается. Врачи сказали, что у нас гипермобильные суставы и ребенок пойдет вот-вот….но он все не идет
Гулил с 3-х месяцев, смеялся в голос, сейчас постоянно лепечет — ма-па-ба-ва-да-ня-дя-ав-гя-агу-дяба-дись, распевает а, о, мммм. Слов нет, понимание обращенной речи очень слабое. На имя всегда откликался очень плохо. Если ничем не занят — откликается на 2-3 раз, если занят — можно не дозваться. Если позвать из другой комнаты — начинает плакать, не может найти источник звука….Любит музыкальные игрушки, определенные песни сам включает, любит некоторую рекламу (хотя телевизор стараюсь при нем не включать). Не знет простых команд, названия игрушек, постоянно с ним все проговариваю, показываю. Только недавно стал понимать команду «дай», ну и то не всегда.
Ребенок контактный, не боится взрослых, не боится новой обстановки, но вот познавательной деятельности никакой. Он интересуется только игрушками, обычные предметы интереса не вызывают.
За мной не повторяется ничего, ни действий, ни звуков. Из совместных игр — только катаем мяч друг другу, может собрать пирамидку, если подавать колечки — сам одевает, если играет один все раскидывает,игры однотипные, любит открывать-закрывать двери, крутить колесики и обожает смотреть стиральную машинку в процессе стирки. Такое ощущение, что ребенок застрял в развитии на 11-12 месяцах — ничего нового за это время не появилось. Все тянет в рот, постоянно текут слюни. В принципе в моем обществе и не нуждается — может часами играть один, но и от компании не откажется.
Болели за это время 2 раза — обычная простуда, из прививок БЦЖ в РД и пентаксим в 1 год — перенес отлично. С 3-х месяцев стал спать всю ночь, по началу с 22 до 5-6 утра, потом до 7 (до 10 месяцев еще 2 дневных сна по 1,5 часа), сейчас спит с 23 до 9 и днем один раз 2-3 часа. Ребенок спокойный, хороший аппетит. Делали массаж 5 раз (никаких изменений после массажа не было, хотя меняли специалистой), последний раз массажист сказал что все мышцы у ребенка готовы, тонус распределен правильно и причин не ходить нет. Никаких препаратов до этого не назначали, сейчас невролог назначила нейромультивит и лецитин.
Были у нескольких неврологов — все отправляют ждать полутора лет, типа пока не пойдет, развититя речи не будет.
делали ЭЭГ в 1г.2 мес.:
общая характеристика биоэлектрической активности — организованная.
Альфа-ритм: частота 7 Гц, единичные волны, амплитуда — гиперсинхронная, зональные различия — сохранены, форма альфа-волн — заостренная. Межполушарная ассиметрия по альфа-ритму отсутствует.
Бета-волны: частота — оценка затрудненаа (выражена ЭМГ)
Тета-волны: частота 4-6 Гц, амплитуда: гиперсинхронная. Выраженность — доминирует. Проявление — ритмичная.
Вспышки в покое — не регистрируются.
Пароксизмальная активности в покое — не регистрируется.
Функциональные пробы: проба с открыванием глаз депрессия отчетливая. Ритмическая фотостимуляция депрессия отчетливая. Гипервентиляция не проводилась.
Заключение: умеренные изменения биоэлектрической активности головного мозга сочетанного генеза, с выраженной ирритацией нейронов коры в теменно-затылочных отд, с дисфункцией диэнцефальных стволовых структурю Зрелость биоритма соответствует возрасту. Пароксизмальные и очаговых изменений не зарегистрировано.
Дедали допплер сосудов шеи и головы в 1 г.2 мес.: кровоток магистрального типа, без признаков АВМ и локального стенозрования, нормо кинетический. Тонус артерий и показатели
периферического сопротивления неравномерные с тенденцией к повышению (относительно возрастной норм) во всех исследуемых бассейнах. Ассиметрия кровотора по СМА (0,05), ПМА (0,02) и ЗМА
(0,02) не превышает нормальных значений. Кровоток по позвоночным артериям достаточный, симметричный. В основной артерии кровоток достаточный. При поворотах головы реакция по нормо-типу. Венозный кровоток не нарушен.
УЗИ ГМ делали в 3 мес (небольшая киста, сказали что ни на что не влияет), в 6 (киста рассасывалась), в год (последнее исследование):
Визуализация через бльшой родничок, височные кости
Ventriculus tertius — 2,6 мм
M.Sinistra — 62,2 мм
M.Dextra — 63,1 мм
Смещение серединных структур — нет
V.lateralis sinister — 14,1 мм
V.Laterlis dexter — 15,3 мм
просветы желудочков — анэхогенные
патологические включения — неоднородность сосудистых сплетений, >D
Cornu temporale^
S:ширина 0,7 мм, глубина залегания 26 мм
D:ширина 0,7 мм, глубина залегания 25,3 мм.
Fissura longitudinalis cerebri: ширина (не погу разобрать), глубина 10,5 мм.
Диастаз кость-мозг: слева 0,6 мм, справа 0,6 мм.
Позвоночный канал 10,9 мм, спинной мозг 5,5 мм., поперечно-зубовидные связки:симметричные.
Заключение: вариант возрастной нормы.
Меня очень волнует отсутсвие у ребенка познавательного интереса, повторения за врослыми, отсутствие понимания речи и самой речи.
Ну ладно ребенок может не говорить, но понимать то должен. Иди сюда понимает, только если показать жестом, нельзя по интонации понимает, строгий голос тоже как-то воспринимает настороженно, но запомнить хоть что-то не в состоянии. Стихи читаю, музыку слушаем, на улице все стараюсь дать потрогать, показать, желания выражает коротким ором, если никто не обращает внимания, то он отказывается от затеи, если не может достать игрушку сам, скорее найдет новую, нежели обратит мое внимание. Ко мне подползает и берет за руку только чтобы походить, остальное может сам.
Я чувствую что с ребенком что-то не так!!!!!!
Может подскажите куда обратиться, на что обратить внимание, какому врачу показать, какое-нибудь обследование сделать.
Я уже подозреваю у ребенка умстевенную отсталость
Развитие языковых навыков
* Все больше интересуется речью окружающих НЕТ
* Реагирует на несложные устные просьбы ЕСЛИ ГОВОРИШЬ «на» И ПРОТЯГИВАЕШЬ ИГРУШКУЕДУ ТО БЕРЕТ ПРЕДМЕТ, ГОВОРИШЬ ДАЙ СОСКУ — ВЫПЛЕВЫВАЕТ.
* Реагирует на слово «нет» ДА, СКОРЕЕ НА ИНТОНАЦИЮ СТРОГОСТИ
* Пользуется несложными жестами, например, отрицательно качает головой, говоря тем самым «нет» НЕТ
* Лепет становится более выразительным ЛЕПЕЧЕТ МНОГО МАМА-ДЯБА-ДИСЬ-АГУ-ДАЙ-ДЯМ, НО БЕЗ ПРИВЯЗКИ К ЛЮДЯМ/ДЕЙСТВИЯМ
* Говорит «мама» и «папа» , НЕТ
* Произносит определенные звуки с особой интонацией для того, чтобы привлечь ваше внимание, например, «Э!» или «А!» ДА, МЫЧАНИЕ
* Пытается повторять слоги и простые односложные слова НЕТ.
Развитие процесса познания
* Изучает предметы самыми разнообразными способами (трясет, ударяет, бросает, роняет) ДА
* Легко находит спрятанные предметы НЕТ
* Когда называют какой-то предмет, может найти его на картинке НЕТ, КНИЖКИ, ТОЛЬКО СЛУШАЕТ
* Копирует жесты НЕТ, ТОЛЬКО ЛАДУШКИ И ТО ПО НАСТРОЕНИЮ ХЛОПНЕТ ПАРУ РАЗ
* Начинает использовать предметы по их прямому назначению (из чашки – пьет, расческой – причесывается, по телефону – звонит, телефонную трубку – слушает) ЕСТ С ЛОЖКИ
Социальное и эмоциональное развитие
* Ведет себя беспокойно или скованно в присутствии незнакомцев ДА, ВНАЧАЛЕ, НО ПОТОМ РАССЛАБЛЯЕТСЯ
* Плачет, когда мама или папа уходит ЧАЩЕ ДА
* В своих играх любит копировать других НЕТ
* Отдает особое предпочтение определенным людям и игрушкам ДА, НО НЕ ЗАЦИКЛИВАЕТСЯ.
* Проверяет, как будут реагировать родители на его действия во время кормления (Что вы будете делать, если он откажется есть?)НЕТ
* Проверяет, как реагируют родители на его поведение (Что вы будете делать, если он заплачет, когда вы выйдете из комнаты?) НЕТ
* В определенных ситуациях может пугаться ДА
* Предпочитает маму и/или того, кто больше других о нем заботится, всем остальным ДА , НО И С ПАПОЙ НОРМАЛЬНО И КОГДА ПОПРИВЫКНЕТ, ТО И С НЕЗНАКОМЦАМИ
* Повторяет звуки или жесты, чтобы привлечь внимание НЕТ
* Сосет свой пальчик НЕТ, НО СУЕТ В РОТ РУКИ И ВСЕ ЧТО МОЖНО ЧАСТО, СПИСЫВАЮ НА ЗУБЫ.
* Вытягивает руки или ноги, чтобы помочь тому, кто его одевает ДА.
В 8 месяцев мог глазами на вопрос искать где мама, папа, баба, собака, показывал глаза-носик-ротик на мне, пока-пока, потом это пропало ((((
Извините за сумбур, но вроде все описала.
Источник
ЗПР у детей – это распространенная патология, требующая продолжительного лечения. Игнорирование проблемы чревато серьезными последствиями. При своевременном обращении к врачу и отсутствии других нарушений большинство малышей догоняют сверстников и живут полноценной жизнью.
ЗПР: что это такое
ЗПР, или задержка психического развития – это собирательное понятие всех нарушений, характеризующихся отставанием детей в интеллектуальном и эмоциональном развитии. Такой диагноз обычно ставят в 4–6 лет. Что это такое — подробно расскажет врач-невролог или психиатр.
ЗПР у детей хорошо поддается коррекции в возрасте до 5 лет. При позднем начале лечения вероятность полного выздоровления гораздо ниже
Отставание становится заметным в разном возрасте:
- у малышей до года оно проявляется нарушением психомоторных навыков;
- в 2–3 года отмечается задержка речевого или психоречевого развития (сокращенно ЗРР или ЗПРР).
Если лечение ЗПР не дало желаемых результатов до 10 лет, говорят об интеллектуальной недостаточности или умственной отсталости.
Некоторым малышам диагноз ЗПР ставят в более раннем возрасте. Если проблема устраняется, его снимают.
Симптомы задержки психического развития: характеристика детей
Чаще всего нарушение обнаруживается при поступлении в детский сад или школу. Ребенок с ЗПР плохо осваивает новую информацию, испытывает трудности с обучением, не проявляет интереса к интеллектуальной работе.
У детей раннего возраста такую патологию заподозрить невозможно, поскольку навыки, необходимые для полноценной жизни, формируются постепенно. Очень важную роль в этом плане играет моторика. Под этим понятием понимают последовательность движений, которые направлены на достижение определенной цели, например, взять ложку и поднести ее ко рту. Если она не соответствует возрастным нормам, есть предпосылки для развития ЗПР в будущем, поскольку двигательная активность напрямую связана с психической деятельностью.
Отставание затрагивает все или отдельные сферы психики, например:
- Эмоциональную – инфантилизм. Эмоции малышей находятся на более ранней ступени развития, чем у сверстников. Отмечается внушаемость и недостаточная самостоятельность.
- Интеллектуальную. Замкнутость и необщительность таких детей препятствует их активности и инициативности. Наблюдаются трудности с успеваемостью и обработкой новой информации.
- Речевую. Если остальные сферы развиваются нормально, пациенту ставят диагноз ЗРР. Когда страдают другие, например, речевая и интеллектуальная — ЗПР.
ЗПР и умственная отсталость – это разные патологии, хотя на начальных этапах симптомы очень похожи. Первая считается временным диагнозом, который пересматривается после пройденного курса терапии. Если психическая деятельность возвращается к норме, его снимают. В обратном случае ребенок считается умственно отсталым. В медицинской терминологии такое состояние называется олигофрения.
Задержка психического развития может быть вызвана генетическими факторами и передаваться малышу от ближайших родственников
Причины задержки психического развития
У некоторых пациентов предпосылки для ЗПР возникают еще на этапе внутриутробного развития. К таким относят фетоплацентарную недостаточность, гипоксию, врожденные пороки развития головного мозга и других органов. Они возникают под воздействием негативных факторов, влияющих на нормальное течение беременности. В этот список входят:
- вредные привычки матери, прием медикаментов;
- инфекции и хронические болезни женщины;
- неблагоприятная атмосфера, в которой пребывала мать, будучи в положении.
Проблемы на этапе родоразрешения тоже приводят к ЗПР у детей. К таким относят:
- родовые травмы;
- продолжительный безводный период;
- затяжные роды, сопровождающиеся гипоксией;
- экстренное кесарево сечение;
- асфиксию в родах.
Не менее распространенными причинами задержки развития считаются социально-бытовые и психологические факторы. К таковым относят:
- дефицит внимания родителей;
- напряженную атмосферу в семье, постоянные скандалы;
- обучение под психологическим давлением;
- физическое насилие над малышом;
- редкие прогулки на улице;
- недостаток общения со сверстниками.
На развитии речи плохо сказывается нечеткое произношение слов взрослыми. ЗРР часто диагностируют у детей, которые живут в семьях, где разговаривают на нескольких языках. На скорость психического развития влияют зрительные нарушения, плохой слух, проблемы с моторными функциями.
К редким причинам относят:
- приобретенные поражения головного мозга, спровоцированные опухолями, травмами, инфекциями;
- сердечно-сосудистые нарушения;
- нарушение мозгового кровообращения и др.
Распространенной проблемой считается увлечение гаджетами. Когда малыш слушает сказку и рассматривает картинку, его мозг сам дорисовывает недостающую информацию, например, «котик побежал», «птичка полетела» и т. п. Это отлично развивает детскую психику. Когда ребенок сидит перед монитором, этого не происходит.
Занятия при диагнозе ЗПР проводятся совместно с логопедом, детским психологом или психотерапевтом
Постановка диагноза
Факт наличия ЗПР устанавливается на основании заключения психо-медико-педагогической комиссии и нейропсихологической экспертизы. При первичном визите собирается анамнез пациента. На этом этапе врача интересует вся информация, касающаяся беременности и родов матери, здоровья пациента и ближайших родственников, социально-бытовые условия и т. п.
Для поиска причины назначают:
- аудиометрию;
- КТ или МРТ головного мозга (в очень редких случаях);
- доплеровское сканирование сосудов;
- электроэнцефалограмму;
- электрокардиограмму и пр.
Диагностикой и коррекцией нарушения занимаются неврологи, психологи, психиатры, логопеды.
Что делать родителям: методы лечения
В первую очередь не стоит откладывать поход к врачу, поскольку ранняя диагностика значительно улучшает прогноз. Устранение задержки проводится по индивидуальной программе, соответствующей особенностям малыша. В нее входит:
- прием медикаментозных средств: ноотропов, витаминных комплексов, успокоительных, психостимуляторов;
- занятия с логопедом;
- курсы психотерапии;
- массажи;
- лечебная гимнастика;
- физиотерапевтические методы, например, магнитотерапия.
Хороший результат дают дельфинотерапия, иппотерапия, акупунктура (иглоукалывание).
В домашних условиях родителям необходимо:
- регулярно пополнять словарный запас ребенка;
- вместе учить стишки;
- читать интересные рассказы;
- выполнять развивающие упражнения, чтобы научить малыша сопоставлять и обобщать факты;
- показывать карточки с картинками и просить малыша раскладывать их в определенном порядке;
- уделять ребенку как можно больше времени и оградить его от эмоциональных потрясений.
На время лечения нежелательно менять привычную обстановку, поскольку маленькие дети привязываются к людям, животным, предметам домашнего интерьера. Переезд, развод, смена детского сада или школы может усугубить ситуацию и повлечь сильный стресс.
Занятия проводят в уютной атмосфере. Недопустимо оказывать психологическое давление и наказывать за неудачи.
Особенности развития детей с ЗПР очень похожи на проявления аутизма, поэтому многим детям ставят ошибочный диагноз
Если ученик с нарушением (ЗПР или отсталостью) учится в обычном классе, для него составляется специальная адаптирующая программа, позволяющая подтянуть знания.
Упражнения
Цель таких занятий – улучшить мышление и внимательность, а также заинтересовать ребенка, чтобы он стал более усидчивым.
Упражнения для совместного выполнения:
- разложить по дому разные игрушки и попросить принести ту, которая соответствует определенным признакам, например «синяя круглая» или «с длинным хвостом и рогами»;
- показывать всевозможные развивающие картинки типа «чего не хватает» или «найди 10 отличий»;
- положить на столе несколько предметов, затем спрятать один и предложить ребенку угадать, чего не хватает;
- назвать ребенку части тела – нос, рот, уши, затем попросить повторить за мамой или другим родственником.
Слова взрослого должны быть четкими и разборчивыми. Если малыш еще не говорит или делает это плохо, длинные слова лучше не использовать. Для начала достаточно фраз типа «возьми стакан», «папа привет» и т. п. Со временем словарный запас расширяется более сложными фразами, например, «принеси синий стаканчик», «налей воду в чашку», «папа смотрит телевизор» и т. п.
Вероятные осложнения
Негативные последствия вызывает не сам диагноз ЗПР, а причины, которые его спровоцировали. Тяжелые органические поражения головного мозга чаще всего носят необратимый характер и приводят к самым разнообразным осложнениям, начиная от умственной отсталости, заканчивая инвалидностью или летальным исходом. В плане психического развития может быть поставлен диагноз олигофрения различной степени тяжести:
- дебилизм;
- имбицилизм;
- идиотизм.
При легкой степени умственной отсталости дееспособность сохраняется. По мере взросления подросток испытывает определенные трудности в общении с окружающими, плохо обучаем, замкнут. Внешние признаки неблагополучия, как правило, отсутствуют. Такие люди не отличаются от здоровых, самостоятельно себя обслуживают, ходят на работу. В более тяжелых случаях особенности поведения более выражены.
У многих малышей на этапе обследования обнаруживают кретинизм, связанный с дефицитом гормонов щитовидной железы на этапе эмбрионального развития или после рождения. При своевременном обнаружении и коррекции гормонального фона негативных последствий удается избежать. В запущенных случаях болезнь носит необратимый характер и приводит к тяжелым формам олигофрении.
Лечение подбирается в зависимости от характеристик детей с ЗПР, а также причин отставания в развитии
Иногда ЗПР путают с аутизмом, однако это разные состояния, проявляющиеся общими симптомами. У аутистов отличается восприятие окружающего мира, поэтому другим людям их поведение кажется странным. Полностью аутизм не лечится, исключение составляют случаи, когда диагноз был ошибочным.
Диагноз ЗПР не должен пугать родителей, поскольку он не окончательный. Это всего лишь временное отклонение, которое в большинстве случаев поддается коррекции. Ранняя диагностика повышает шансы на успех. После 5–6 лет нарушение устранить намного сложнее, потому затягивать с лечением не стоит.
Читайте в следующей статье: ребенок не разговаривает
Источник