1 аркин е а ребенок в дошкольные годы

1 аркин е а ребенок в дошкольные годы thumbnail

Ефим Аронович Аркин (1873 — 1948) — педагог,
врач, один из первых советских ученых,
занимавшихся разработкой теории и 
практики семейного воспитания. Будучи
автором ряда фундаментальных научных 
трудов («Физиология человека», «Ребенок 
от года до четырех лет», «Мозг
и душа»), он стремился сделать 
педагогическую науку «другом» матерей 
и отцов, «советчиком», побуждающим 
их к критическому обсуждению, самостоятельной 
проверке в жизненной практике рекомендаций
педагогической науки. 
 
В основе семейного воспитания, по Е. А.
Аркину, должен лежать личностный подход.
Он писал, что врач в своей деятельности
руководствуется основным правилом медицины:
лечат не болезнь, а больного, так как одной
и той же болезнью каждый болеет по-своему,
и каждый больной нуждается в особых средствах
и методах лечения. Еще в большей мере
этим правилом должны руководствоваться
воспитатели и родители. «Надо воспитывать
не поведение или характер вообще, а поведение
и характер данного ребенка, у которого
есть свои особенности, свои условия жизни,
свой уже проделанный жизненный путь,
наложивший печать на его развитие». 
 
Ученый показал значение ранних лет жизни
ребенка для дальнейшего развития, ибо
многие черты, характеризующие взрослого,
уходят корнями в ранние годы его жизни.
В контексте данного положения А. Е. Аркин
предложил собственную возрастную периодизацию
детства и разработал научно обоснованные
рекомендации для родителей и педагогов
о содержании, средствах и методах воспитания
в соответствующие периоды. Жизненный
путь человека ученый условно разделил
на три больших периода: детства и юности
человека — первые 20 — 25 лет жизни; зрелости
— время расцвета физических и духовных
сил; старости — после пятидесяти лет. Не
соглашаясь с данной периодизацией жизни
человека, мы не можем не признать справедливости
уже традиционного утверждения о том,
что в течение всей жизни человек является
«существом воспитуемым». Вместе
с тем, «быстрота роста человеческой
личности в разные периоды далеко не одинакова.
Один год раннего детства вносит в жизнь
ребенка несравненно больше нового, чем
в другую пору жизни пять или даже десять
лет». 
 
У дошкольников педагог выявил важную
особенность — расточительность энергии
и эффективность. Он заметил: «Подобно
ощущениям и чувствам отрывочны и бессвязны
воспоминания ребенка дошкольного возраста».
В связи с этим особенную черту психической
жизни ребенка он видел в проявлении
фантазии и воображения. Мышление ребенка
— череда попыток организации связей, установления
правильных взаимоотношений между окружающими
предметами и явлениями. Родители, педагоги
в воспитании дошкольников должны учитывать
и такую особенность детской природы:
«Весь окружающий мир преломляется
у ребенка чрез призму движений». 
 
Удовлетворение этой естественной потребности
организма ребенка включает организацию
родителями и педагогами разнообразных
игр, которые служат столь необходимой
в детстве школой выучки, воспитания и
самовоспитания. «Игра человека становится
могущественным фактором развития полноценной
социальной личности, служа ареной испытания
и закала социальных чувств: социальной
дисциплины и коллективной солидарности».
Игра дает ребенку ту полноту жизни, которой
он жаждет. В процессе игры раскрываются
основные черты и качества личности дошкольника.
На всех стадиях развития ребенка она
служит могучим орудием расширения и углубления
жизненного опыта. Вот почему Е. А. Аркин
считал, что игры и игрушки ребенка есть
необходимый элемент его «культурного
воспитания» и индивидуального развития. 
 
Большое внимание ученый уделил особенностям
развития и влияния половой сферы на структуру
организма. Для ее характеристики он использовал
понятие «сексуальная индивидуальность»
и показал особенности ее проявления у
мальчиков и девочек. 
 
Каждый цикл жизни ребенка Е. А. Аркин характеризовал
не только как педагог, но и как врач. Он
справедливо утверждал, что именно в первый
год жизни человека происходят наиболее
динамичные изменения физической и психической
природы ребенка. В последующие годы в
центре внимания родителей должны быть
меры по выработке у ребенка прочной привычки
к гигиене, навыков самообслуживания,
закаливания. 
 
Большое значение Е. А. Аркин придавал
физическому воспитанию детей дошкольного
возраста в семье. Полагая, что культура
здорового тела представляет собой основу,
на которой формируются такие черты личности,
как самообладание, мужество, смелость,
выносливость, он считал, что суть физического
воспитания детей в семье состоит в том,
чтобы «не плестись в хвосте развития
и не форсировать искусственно его, а разумно
направлять его, мобилизуя силы ребенка
для преодоления препятствий, освобождая
его от излишней бесполезной траты энергии».
Для теории и практики семейного воспитания
особое значение имеет сформулированное
Е. А. Аркиным положение, согласно которому
в раннем детстве вопрос о физическом
воспитании находится в самой тесной связи
с вопросом об общем развитии организма.
Он установил, что на ранних ступенях развития
ребенка связь между «физическими и
высшими психическими отправлениями»
более тесная и более прочная, чем в другие
периоды жизни. 
 
При этом ученый доказал, что именно в
первые годы жизни ребенка закладываются
основы нравственности, что достигается
путем воспитания в нем трудолюбия, художественного
вкуса, дисциплины, организованности,
культуры поведения. «Любая воспитательная
мера — будь это слово, действие, ласка,
помощь, упрек, терпеливое выжидание —
должна быть не только своевременна для
настоящего, но должна также иметь в виду
будущего человека, которого мы хотим
создать». 
 
Говоря о так называемых «слабых сторонах»
дошкольного возраста, Е. А. Аркин особо
советовал родителям и воспитателям не
забывать о неустойчивости детского организма,
как физической, так и душевной, т.е. о неуравновешенности
нервной системы, обусловливающей многие
«недостатки» поведения. Все это,
по его мнению, «обязывает родителей
иметь в центре внимания заботу об охране
жизни и здоровья ребенка, об укреплении
его сил, об ограждении от инфекционных
болезней». 
 
Е. А. Аркин настоятельно рекомендовал
родителям вовлекать ребенка в трудовую
жизнь семьи для развития его воли, настойчивости,
дисциплинированности, чувства долга
и ответственности. Золотое правило педагогики
дошкольного периода он определил так:
«Не делать за ребенка того, что он может
сам сделать, что ему нужно самому сделать
и, следовательно, что он должен сам сделать».
Детский труд в семье, по убеждению ученого,
— действенное средство социализации личности
ребенка: «Ребенок, — писал он, — должен
сознавать и чувствовать, что он не только
послушный исполнитель заданий взрослых,
но член трудовой семьи, ценный помощник
взрослых». 
 
Е. А. Аркин вслед за многими классиками
педагогики отмечал необходимость укрепления
в дошкольнике веры в свои силы, что непосредственно
связано с воспитанием воли и характера,
самостоятельности. Формирование нравственности
в этом возрасте, считал он, напрямую зависит
от осознания ребенком того, что у него
имеются не только права, но и обязанности. 
 
Анализируя задачи умственного развития,
Е. А. Аркин утверждал: усилия родителей
должны быть направлены главным образом
на то, чтобы помочь детям «научиться
учиться». В этой связи он писал о необходимости
соблюдения детьми режима дня, смены ими
занятий — от выполнения учебных заданий
до прогулок на свежем воздухе. Подобно
своим предшественникам, он придерживался
того мнения, что развитие ума зависит
от правильного подбора книг и от грамотного
их прочтения. При этом родители должны
поощрять и поддерживать ребенка в стремлении
к самостоятельности, к освобождению из-под
опеки взрослых. Е. А. Аркин подчеркивал:
«Семья, которая в лице своих взрослых
членов дает образцы таких умений и привычек,
является для ребенка лучшей школой труда
и трудовой дисциплины и, следовательно,
лучшей школой для развития стойкой воли
и самостоятельного, независимого, твердого
характера». Родители, воспитывая в
ребенке самостоятельность, руководствуются
одним общим правилом: двигаться вперед,
постепенно расширяя и усложняя круг его
действий и обязанностей. 
 
Одновременно ученый замечал, что у подростков
нередко наблюдается дух противоречия,
«негативизм» как немотивированное
упрямство и непослушание. Однако это
лишь искусственное оружие для защиты
и утверждения своего права на самостоятельность,
на которое взрослые якобы покушаются. 
 
Важным условием успеха семейного воспитания
детей Е. А. Аркин считал самообразование
и самовоспитание родителей, их непрерывную
работу над собой, личный пример. Упрекая
родителей в том, что они не всегда осознают,
как важен личный пример, собственное
поведение и контроль за ним, Е. А. Аркин
писал: «Воспитание ребенка требует
от родителей вдумчивого отношения к своему
собственному поведению».

Читайте также:  Что приготовить из риса ребенку 1 год

 
Для успеха в семейном воспитании необходимо
повседневное, систематическое и 
целенаправленное общение родителей 
с детьми. И здесь Е. А. Аркин 
обращал внимание родителей на то,
что в воспитании необходимо чувство 
меры. С одной стороны, любовь, ласка,
приветливое обращение столь 
же необходимы для физического и 
душевного развития ребенка, как 
солнечный свет и чистый, богатый 
кислородом воздух. С другой стороны,
заласкивающее, изнеживающее воспитание
расслабляет силы ребенка, разлагает его
личность, формирует в нем беспомощного,
безвольного, малоценного члена общества. 
 
Глубокому анализу подверг ЕА. Аркин и
некоторые «специальные вопросы»
семейного воспитания. К ним он относил
борьбу с детскими капризами, ленью и неуспеваемостью
в учебе, проблему воспитания ослабленных,
нервных детей. При этом у родителей, по
его мнению, есть огромные преимущества
перед профессиональными педагогами.
Именно матери и отцы проявляют тонкую
наблюдательность, обладают интуицией.
Однако они допускают много педагогических
ошибок, вытекающих из незнания законов
развития, возрастных и индивидуальных
особенностей организма. Поэтому крайне
необходимо педагогическое просвещение
родителей. 
 
Специальное исследование Е. А. Аркин посвятил
половому воспитанию подростков. В книгу
«Родителям о воспитании» он включил
главу «Что должны знать родители по
половому вопросу». Раскрытие этой темы
им было предпринято практически впервые
в советской педагогике, и оно, несомненно,
характеризуется глубоким научным подходом,
включающим анализ форм половых проявлений
в детском возрасте и их влияния на здоровье
и развитие растущего человека. Показаны
пути решения проблемы. Автор рассмотрел
такие важные вопросы полового воспитания,
как борьба с вредными привычками в этой
области, беседы родителей с детьми на
«запрещенные» темы, разумная организация
образа жизни детей, выполнение правил
и норм гигиены, следование нормам и правилам
общечеловеческой морали. 
 
Е. А. Аркин справедливо утверждал, что
ребенок сам по себе не готовится к будущей
жизни, а живет настоящим. При этом ребенок
— «существо активное, и свою активность
он жаждет проявить в действии», в деятельности.
Организация жизнедеятельности ребенка
в семье рассматривается Е. А. Аркиным
как основа системы семейного воспитания. 
 
Наиболее серьезной ошибкой семейного
воспитания Е. А. Аркин считал отсутствие
планомерного воспитательного воздействия,
предоставление ребят влиянию улицы. Безнадзорность,
лишение детей ласки, совета, помощи, внимания,
общения приводят к грубым нарушениям
их развития: ребенок может вырасти недисциплинированным,
грубым, необузданным, таящим в себе обиды
и раздражение, озлобление, чувство зависти
по отношению к тем детям (товарищам), которые
не обделены лаской и любовью. Другие ошибки
ученый видел в «чрезмерном воспитательном
усердии родителей», которое лишает
детей свободы и непринужденности в действиях,
в «систематическом изнеживании ребенка»,
часто имеющем место в обеспеченных семьях.
Наконец, ошибкой в воспитании детей в
семье он признавал нарушение единства
требований к ребенку со стороны взрослых,
что порождает наличие любимчиков, вырабатывает
у детей такие черты характера, как стремление
лавировать, использовать слабости взрослых,
хитрить. 
 
Итак, отметим, одним из важнейших принципов
педагогической практики Е. А. Аркин считал
максимальное внимание к потребностям,
переживаниям, интересам ребенка, полное
уважение к нему при безусловной требовательности. 
 
В трудах Е. А. Аркина, следующего за своими
великими предшественниками, подчеркнута
исключительная роль воспитания в развитии
личности и формировании всех ее духовных
и физических качеств и свойств. При этом
в полноценном, гармоничном формировании
личности равно важна как природа человека,
его наследственность, так и воспитание
и обучение, влияние социальной среды.
В отечественной науке споры о соотношении
биологического и социального, как известно,
не утихают до сих пор. 
 
По справедливому замечанию видных советских
психологов А. В. Запорожца и В. В. Давыдова,
книга Е. А. Аркина «Дошкольный возраст»,
его научные работы, публикации в массовых
журналах сохранили научную ценность
и практическую значимость и в наши дни. 
 
Вместе с тем отметим, что в ряде работ
Е. А. Аркина, в частности, в книге «Ребенок
от года до четырех лет» (1931), отражены
доминировавшие в то время «биологизаторские»
представления в детской психологии и
возрастной физиологии. Основой этих взглядов
было убеждение ученых в том, что причиной
психического развития ребенка является
созревание его организма, нервной системы.
При этом часть данной теории, гласившая,
что ступени этого психического развития
повторяют отдаленные эпохи истории человечества,
на наш взгляд, не имеет научной основы.
Правы А. В. Запорожец и В. В. Давыдов, утверждавшие,
что в трудах Е. А. Аркина имеют место «упрощенные
биологизаторские трактовки некоторых
психологических особенностей детей дошкольного
возраста».

Читайте также:  Температура 39 у ребенка без симптомов держится 2 дня 1 год

 
Мы считаем несомненной актуальность
многих научных положений Е. А. Аркина.
Она обусловлена тем, что проблемы
развития и воспитания ребенка рассматривались 
в комплексе, а разработанная 
им система мер педагогического 
воздействия основывается на тонком
понимании физических особенностей
детей, уникального своеобразия 
внутреннего духовного мира каждого 
ребенка, его чувств, потребностей и 
интересов. В этом сказывается глубокая
связь взглядов Е. А. Аркина с классической
теорией педагогики, традиции которой 
заложил еще великий К. Д. Ушинский. 
 
Е. А. Аркин внес весомый вклад в педагогическую
науку, в теорию и практику семейного воспитания.
К его несомненным заслугам мы с полным
основанием относим разработку проблем
теории семейного воспитания в крайне
сложный исторический период становления
педагогики в нашей стране после революции
1917 г. Приверженность замечательного советского
ученого идеям антропологического направления
в педагогике обусловила научность позиции,
обоснованность многих положений его
педагогической теории. Актуальность
разрабатывавшихся им таких проблем, как
индивидуально-личностный и деятельностный
подходы в воспитании, сегодня ни у кого
не вызывает сомнений. 
 
Ценной для педагогической науки является
идея Е. А. Аркина о том, что жизнь каждого
человека не состоит из отдельных участков
(возрастных периодов), а представляет
собой единую цепь связанных событий,
непрерывный, не прекращающийся ни на
мгновение целостный педагогический процесс.
При этом ученый признавал справедливой
мысль о том, что в развитии личности имеют
место сенситивные периоды, требующие
особого, комплексного подхода в воспитании. 
 
Важными для педагогической науки и практики
являются методические рекомендации Е.
А. Аркина по проблемам физического, эмоционального,
умственного, трудового и нравственного
воспитания детей в семье, адресованные
непосредственно родителям и учитывающие
взаимосвязь и взаимопроникновение всех
этих видов воспитания. Большое значение
для теории семейной педагогики имеют
сформулированные ученым задачи воспитания,
а также его анализ общих условий успеха
семейного воспитания и причин наиболее
распространенных ошибок родителей. Ученый
призывал родителей сознавать свою ответственность
перед человечеством, а главное, перед
самими детьми за их судьбу, стремиться
воспитывать своих детей именно на научной
основе. Для этого они должны знакомиться
с идеями видных педагогов, передовым
опытом, служащим основой тех знаний, на
которых строится наука о воспитании. 
 
Вместе с тем, собственный путь каждого
родителя должен вырабатываться не только
на основе того, что в данный момент известно
науке, но и на личных убеждениях, с учетом
уникальности личности собственного ребенка. 
 

Используемая 
литература

 
1. Аркин Е. А. Родителям о 
воспитании. М., 1957. 
 
2. Аркин Е. А. Биологические особенности
дошкольного возраста // Педагогическая
энциклопедия. Т. 2. М., 1930. 
 
3. Аркин Е. А. Ребенок от года до четырех
лет. М.; Л., 1931. 
 
4. Аркин Е. А. Дошкольный возраст. М., 1948. 
 
5. Аркин Е. А. Воспитание ребенка-дошкольника
в семье. М.; Л., 1947.

6. Парамонова, М. От земского врача до
академика. // Дошкольное воспитание, 2008,
№1.

КГБОУ СПО 

Барнаульский государственный 
педагогический колледж

Отделение дошкольного образования

Заочная в сочетании с 
экстернатом форма обучения

Контрольная работа

По дисциплине: «Педагогика»

Тема: Влияние Е.А.
Аркина на развитие педагогической науки

и общественного
дошкольного воспитания

Выполнила студентка 23В группы

Данилова 
Надежда Ивановна

Зачетная книжка №___________

Преподаватель: Баранова Ирина
Ивановна

Оценка: _____________________

Барнаул 2013

Источник

Весомый вклад в отечественную теорию и практику дошкольного образования внес Ефим Аронович Аркин. Он стоял у истоков нескольких направлений исследования дошкольного детства: игры, детского коллектива, семейного, физического, раннего полового воспитания и др., был одним из первопроходцев в разработке содержания и организации работы дошкольных учреждений, принимал участие в подготовке нормативных документов для общественного дошкольного воспитания. Центральное место занимали проблемы физического воспитания, психического и физического здоровья детей, что получило отражение в его многочисленных трудах.

В эволюции его взглядов условно можно выделить три основных этапа: становления воззрений на здоровье, физическое воспитание и развитие подрастающего поколения (1897-1917), формирования концептуальных идей в области физической культуры дошкольников (1917-1936), внедрения обоснованной им системы работы по физическому воспитанию в практику отечественного дошкольного образования (1936-1948).

Е.А. Аркин в первой половине XX в. обобщил, систематизировал и адаптировал имевшиеся на тот период естественно-научные и гуманитарные знания применительно к физическому воспитанию детей дошкольного возраста в условиях детского сада и семьи, представив их в виде стройной концепции. Его педагогическое наследие характеризуется совокупностью теоретических, научно-методических, программных, публицистических и др. трудов, многоплановой государственной, научно-педагогической и просветительской деятельностью, повлиявших на становление системы физического воспитания дошкольников в России.

В трудах Е.А. Аркина раскрыты основы теории физического воспитания детей дошкольного возраста. Научно обоснована необходимость построения педагогического процесса с учетом знания закономерностей развития ребенка на каждом этапе дошкольного детства, взаимосвязи психического и физического развития. Показана связь физического воспитания дошкольников с умственным, речевым, эмоциональным и другими сторонами воспитания; раскрыто оздоровительное и воспитательное значение подвижной игры как основной формы работы по физкультуре с дошкольниками, индивидуализации педагогического воздействия; обоснована роль естественных факторов природы и дано научное объяснение требованиям к закаливанию, гигиене, режиму, специальной организации среды, отбору физических упражнений для развития и совершенствования двигательного аппарата, психофизических и личностных качеств, учету и контролю. образование педагогический аркин воспитание

Читайте также:  Молоко для ребенка 1 год какое лучше

Особое внимание в концепции отводилось профессиональной подготовке кадров и педагогическому просвещению родителей, определению механизмов их реализации.

В начале научно-педагогической деятельности он переоценивал роль биологического фактора в развитии ребенка, как и другие представители биологизаторского направления в психологии и физиологии начала XX в. По его признанию в одной из последних книг, он сумел пересмотреть свое представление о «непреодолимой силе наследственности». Если в его ранних работах отмечалось, что при условии нормального развития ребенок не нуждается в обучении основным видам движений, то в процессе обогащения собственного научно-педагогического опыта он пришел к выводу о необходимости обучения всех детей правильной ходьбе, бегу, прыжкам и т.д.

В отечественной науке о физическом воспитании к началу XX в. существовали два направления: оздоровительное и образовательное. Аркин, обобщив идеи передовых ученых того времени, придерживался взглядов, сочетающих в себе оба подхода, хотя как врач в первую очередь указывал на оздоровительное значение физической культуры.

С учетом объективных закономерностей и особенностей психофизического развития ребенка определены адекватные возрасту детей цель, задачи, принципы, содержание, методы, средства и формы работы, обозначены элементы диагностики, послужившие в дальнейшем основой для мониторинга физической подготовленности дошкольников.

По мнению Е.А. Аркина, цель физического воспитания — это охрана и укрепление здоровья ребенка, повышение его выносливости и сопротивляемости «вредным влияниям», закаливание сил. Учитывая особенности развития дошкольника, он так сформулировал задачи физического воспитания: общее укрепление организма, воспитание культурно-гигиенических форм поведения, правильное развитие и воспитание движений, закаливание (повышение сопротивляемости и выносливости). До настоящего времени они остаются актуальными и являются приоритетными в современной практике дошкольного образования.

К важнейшим принципам физического воспитания дошкольников Е.А. Аркин относил следующие: опора на анатомо-физиологические особенности детей, осознание единства сложной человеческой организации, принцип индивидуализации, отведение подвижной игре первостепенного места, обращение педагога к чувствам ребенка, учет психического фактора, влияние личности педагога. До сих пор эти принципы не утратили своего значения, используются в современной теории и практике физического воспитания дошкольников и рассматриваются как основополагающие.

Подчеркивая, что уровень физической культуры в значительной степени зависит от уровня развития движений, Е.А Аркин при отборе содержания работы с дошкольниками на первое место ставил основные виды движений (ходьба, бег, лазанье, прыжки, метание), гимнастические общеукрепляющие упражнения и подвижные игры. Анализ современных программ детского сада показывает, что в них сохранен такой же подход к отбору содержания в работе с детьми в условиях дошкольного учреждения.

В качестве основной формы работы по физическому воспитанию он выделял подвижную игру, раскрыл ее специфику, широкое воспитательное и оздоровительное значение, влияние на физическое и психическое развитие ребенка, дал методические рекомендации к организации подвижных игр.

Обращал внимание на то, что специально подобранные игры развивают анализаторные системы, качества психофизические (силу, ловкость, гибкость, быстроту) и личностные (смелость, решительность, веру в свои силы), формируют двигательную культуру, навыки общения, обеспечивают психологический комфорт детей, являясь незаменимым источником радости.

Наряду с подвижной игрой, Е.А. Аркин рекомендовал и другие формы работы по развитию движений дошкольников: ежедневную утреннюю гимнастику, организующую детей и обеспечивающую положительный эмоциональный настрой на предстоящий день; специальные физкультурные занятия, предполагающие хорошо продуманную систему двигательных упражнений и условную схему их проведения; музыкально-двигательные занятия, в настоящее время получившие название — музыкально-ритмические. Определяющим в них является ритм, который задается музыкальным сопровождением, упорядочивает движения и способствует экономии сил.

Глубокие разносторонние научные знания в области медицины, анатомии, физиологии, гигиены, педагогики и психологии позволили ученому разработать примерные режимы для детских садов в разное время года, гигиенические требования к детской одежде, обуви, помещению, рекомендации по питанию, закаливанию детей, созданию необходимой среды, подбору оборудования и др. Режим, предложенный Е.А. Аркиным, практически не претерпел изменений до настоящего времени, а большинство его рекомендаций используются при разработке условий физического воспитания в современных дошкольных образовательных учреждениях.

В качестве одного из важнейших педагогических условий физического воспитания дошкольников Е.А. Аркин рассматривал подготовку профессиональных кадров, способных квалифицированно решать задачи физического воспитания и оздоровления детей. Им разработаны учебные курсы: «Биология дошкольного возраста», «Гигиена дошкольного детства», «Научные основы дошкольного воспитания» и др. Его книги стали первыми учебными пособиями для вузов и педучилищ («Дошкольный возраст, его особенности и гигиена» 1921 г., «Дошкольный возраст» 1927, 1929 гг., «Хрестоматия по дошкольному воспитанию» 1927 г., «Ребенок от года до четырех» 1931 г. и др.), которые сыграли важную роль в профессиональной подготовке кадров для детских садов.

Отличались новаторством и имели большое значение подходы Е.А. Аркина к решению задачи педагогического просвещения родителей на фоне низкого образовательного уровня населения в стране. Доступным языком он доносил до широких масс научные знания об особенностях развития дошкольников в ходе многочисленных лекций, бесед, встреч, консультаций в разные периоды, в том числе в годы Великой Отечественной войны и послевоенные, когда необходимо было сохранить жизнь и восстановить физическое и психическое здоровье детей. Его книги для родителей сыграли существенную роль для реализации данной задачи в то время, а в целом использованные им эффективные формы взаимодействия с семьей представляют интерес для осмысления современных механизмов решения задач одного из наиболее сложных звеньев педагогической работы.

Основные его труды: Мозг и душа; Физиология человека; Ребенок от года до четырех лет; Ребенок и его игрушка в условиях первобытной культуры; Беседы о воспитании. Физическое воспитание в детском саду; Особенности школьного возраста. Работа детского сада с семьей; Дошкольный возраст; Вопросы современного дошкольного воспитания; Родителям о воспитании. Воспитание ребенка в семье от года до зрелости; Письма о воспитании детей; Ребенок в дошкольные годы.

Источник