• Получайте новые задания от "Жирафенка" прямо на почту!Зарегистрируйтесь!
  • Меню сайта
    Главная » Рассказы для детей » Януш Корчак » Король Матиуш на необитаемом острове Глава 34

    Король Матиуш на необитаемом острове Глава 34

    Король Матиуш на необитаемом острове

    Глава 34

    И тут началось! Как будто было в Матиуше что-то такое, что где бы он ни появлялся, всегда поднималась буча. Был королем — известно, что получилось. У негров и белых, у королей, взрослых и детей — везде что-то начинал, изменял обычный порядок, как бы открывал людям глаза.

    В тихой деревне загудело как в улье. Разделились на две партии: за Марцина и против Марцина.

    — Этот бродяга говорил в классе, что учителя не надо слушаться, потому что он дерется. Говорил, что изобьет всех, у кого целые ботинки и новая шапка. А учительница сказала, что надо уговорить, чтобы ходил в школу. У нас в классе у одного пропала ручка, наверно, он украл, потому и боится, корчит из себя обиженного.

    От детей перешло к взрослым. Одни оправдывают учителя, другие — учительницу.

    Хозяева Матиуша держат его сторону:

    — Тихий, послушный, работящий, рассуждает, как мудрый старец. Марцинек прав, и все тут.

    — Глядите, нашлись добрячки, языком треплют, лучше бы ботинки ему купили! А оборванец, известно, завидует тому, кто в новой шапке.

    Начинают старые вины вспоминать, срамить друг друга: тот пьяница, тот лентяй, а этот в суде был лжесвидетелем.

    — Какой отец, такой и сын.

    Были даже такие, которые говорили, что без школ было лучше.

    — Апостолы читать не умели, а были святые.

    — Ученье только от работы отвлекает.

    — Стариков не слушают, зажиточных, солидных хозяев не уважают.

    Так с неделю все кипело. Пока Матиуш не вернулся в школу. Как будто и учит арифметику, но в следующий класс переходить не торопится. Вернулся Матиуш ни покорный, ни гордый — такой, как был. Только не один теперь возвращается домой, а с тем мальчиком, который хорошо рисует. И сидят они теперь на одной парте. Говорит Матиуш всегда только правду. Если в классе случается какое-то происшествие, Матиуш не вмешивается. Как учительница ни допытывается, он молчит. Но если виновник лжет и сваливает на других, смело говорит.

    — Это он.

    Урок окончен.

    — Погоди, шпион, пожалеешь.

    — Шпион, это совсем другое, — отвечает Матиуш спокойно. — А ты трус. Сам должен был признаться.

    Ни разу он ни с кем не дрался, но как-то ребята чувствовали, что лучше его не задевать.

    Учительница сама не рада, уж даже не спрашивает, кто шаркает ногами под партой, кто вдруг взвизгнул или громко зевнул. И есть в глазах Матиуша что-то такое, что достаточно ему посмотреть на кого-нибудь, как тот сразу перестает баловаться, точно короли от взгляда лорда Пакса.

    Поэтому все были страшно удивлены, когда Матиуш сказал, что хочет поиграть в снежки.

    Матиушу вспомнились их сражения в королевском парке.

    — В кого три раза попали, тот считается убитым. Кто упал, считается в плену.

    Матиуш не командир, но все его слушаются. Как он скажет, так и делают. И никто от него не слышал: «Э, много ты знаешь!» Каждого выслушает и, если совет разумный, соглашается, а если не слишком, изменит немного, и все получится как надо, или объяснит, почему так поступить нельзя.

    — Выберем генералов, — предложил кто-то.

    — Зачем? — говорит Матиуш. — Лучше сделаем так: пусть каждый пять раз бросит в цель, и самых метких разделим между двумя партиями.

    Но везде есть плуты, некоторые нарочно плохо целятся, чтобы не попасть (только Матиуш сразу это замечает), а есть такие, кто промажет и спорит, что попал.

    — Договоримся заранее: не обижаться.

    Все хотят скорее начинать: а то будет оттепель, а то снег будет сухой. Но Матиуш не торопится:

    — Лучше отложить, но чтобы у нас все получилось.

    Старшеклассники хотят присоединиться.

    — Нет, сперва мы сами попробуем.

    Три дня готовились. И, чтобы скоротать время, строили крепостные валы.

    Никто уже не считает Матиуша гордым. Все его любят. Сколько сказок он знает и таких удивительных. Но Матиуш не говорит, что это сказки негритянские, он нарочно изменил все имена.

    Растет слава Матиуша. И всем хочется узнать, кто же он такой? Известно только, что его отец тюремный надзиратель.

    — Марцинек, ты видел преступников?

    — А правда, что преступника можно узнать по глазам?

    — Ты много путешествовал?

    Матиуш переводит разговор на другую тему.

    — Слушай, скажи нам, в конце концов, правду.

    — Что сказать? — делает он вид, что не понимает.

    — Ну дай честное слово, что скажешь.

    — Даю честное слово, когда придет время, все расскажу.

    Ой, не хотел Матиуш, не хотел, чтобы это время пришло. Хорошо ему дома и в школе, и хорошо с ребятами. Такие все славные: есть несколько задир, но и те стараются измениться, только не могут.

    — Думаешь, я сам не знаю, что я драчун? Я хочу быть другим, да не могу. Говорю себе: с понедельника будет все по-новому. Ну разве я виноват, если у меня не получается?

    А этот любит дразнить:

    — Если бы я за собой не следил, то со мной никто бы не водился. Сам не знаю почему, люблю злить.

    — Теперь-то еще, — говорит другой, — знал бы ты, какой я раньше был лоботряс! Собака, курица, лошадь, дед, ребенок — кто ни попадется, или камнем запущу, или палкой. Вот, посмотри!

    И показывает на голове, на руках, на ногах большие и маленькие шрамы.

    — Это меня конь ударил копытом. Это я топором чуть палец не отрубил. А это стеклом от бутылки — так кровь шла! Это меня собака укусила, я ей к хвосту хотел привязать санки. Теперь я уже большой, стал соображать, но раньше — ого! Будь здоров!

    Матиуш советует, убеждает, каждому говорит, чтобы старался стать лучше, чтобы не унывал — можно исправиться.

    — Самое главное — сильная воля. Но не сразу можно ее выработать, постепенно. Например, хочется тебе доплыть до маяка в море, сразу не сможешь, только измучишься, а надо понемногу. Или, например, ты дикарь…

    И начинает рассказывать о дикарях, так, как будто он их видел и знал.

    — Как тебе кажется, Марцин, король Матиуш действительно был у дикарей, или только в газетах так писали?

    Ребята часто вспоминали в разговорах короля Матиуша.

    — Был бы король Матиуш жив, учитель не таскал бы нас за уши.

    — Вот здесь начали строить карусель для школы.

    — Помнишь шоколад? Только три раза выдали, и то не всем.

    — А в столице взрослые ходили в школу, а дети били их по рукам и ставили в угол. Вот это была жизнь!

    Ребята смеются, как от веселой сказки, а Матиушу делается не по себе.

    И он замолкал. И вздыхал.

    Он словно предчувствовал, что скоро кончатся спокойные, мирные дни, без забот, без борьбы. К тому же кое-что слышал от людей, которые читали газеты.

    А в газетах сообщили, что старый король умер, а молодой вступил на престол. Он заключил союз с царем Пафнутием и двумя желтыми королями. В войсках вспыхнул бунт, так как была партия, настроенная против молодого короля. Но он бунтовщиков расстрелял и объявил, что со всеми, кто выступит против него, расправится так же. Заявил, что короли его обманули, отняв у него порт. И окончательно поссорился с грустным королем.

    — Ведь ты сам подписал соглашение, — говорят ему. — А такое соглашение королей называется договор, его нельзя изменить.

    — Во-первых; не я подписал, а мой отец. Матиуш подписал на Фуфайке два договора.

    — Да, но Матиуш был пьян.

    — А кто ему велел напиваться? В конце концов, одно дело, когда он был жив, а другое, когда его нет.

    Министры, послы, разные дипломаты еще пытаются что-то сделать, но видно, что война и, кто знает, не больше ли той, которая была.

    «Война спит», — вспомнил Матиуш слова смотрителя маяка.

    Война спит, но в любой день может проснуться.

    И когда Матиуш сидел на уроке, и учительница спрашивала, а Матиуш не знал даже, о чем говорят, в классе никто не догадывался, какие важные вопросы обдумывал Марцин.

    — Марцин, на уроке надо быть внимательным, — напоминает учительница.

    — Простите. Я постараюсь, — отвечает Матиуш. Учительница повторяет, класс сердится.

    Все заметнее охватывала Матиуша тревога. Он не играл больше; по ночам долго вздыхал. Уж хозяин собрался везти его к доктору, решив, что мальчика сглазили.

    И вот война проснулась. И Матиуш сказал учительнице:

    — Я не буду больше ходить в школу. Благодарю за все и вас, и моих товарищей.

    — Что случилось? — спрашивают все, удивленные его словами.

    — Я должен ехать в столицу, — сказал он, и слова с трудом вырывались у него из горла, а в уголках глаз блеснули две слезы и медленно потекли по лицу.

    Наступило долгое молчание. А Матиуш стоял у парты и рукою с силой тер лоб.

    — Это неправда, что король Матиуш умер. Я и есть король Матиуш Реформатор, только я скрывался.

    И хоть известие это было так удивительно, совсем как сказка, все сразу поверили.

    Как могли они так долго не догадаться сами? Ну, конечно же, это король Матиуш!


    Если Вам у нас понравилось - поделитесь со своими друзьями в социальных сетях!


    Для тренировки логического мышления рекомендуем Вам поиграть в увлекательную игру "Поймай кота"

    Не забудьте зарегистрироватьсячтобы получать новости и обновления сайта прямо на почту.

    С уважением, Жирафенок!


    Оставить комментарий

    ;-) :| :yes: :x :twisted: :thank_you: :swimming: :surprise: :sun: :study: :snitch: :sms: :smile: :singing: :shock: :secret: :scenic: :say_nothing: :sad: :rose: :roll: :reading: :razz: :raining: :oops: :o :no: :mrgreen: :morning: :lol: :laughting: :kiss: :idea: :idea1: :hello: :happy_birthsday: :grin: :google: :good: :football: :flowers: :exercises: :evil: :cry: :creation: :cool: :control: :arrow: :Thank_You: :???: :?: :!:

    Поиск по сайту
    Связаться с нами

    Ваше имя*

    Электронная почта*

    Тема сообщения

    Текст сообщения:

    Яндекс.Метрика