• Получайте новые задания от "Жирафенка" прямо на почту!Зарегистрируйтесь!
  • Меню сайта
    Главная » Рассказы для детей » Януш Корчак » Король Матиуш на необитаемом острове Глава 32

    Король Матиуш на необитаемом острове Глава 32

    Король Матиуш на необитаемом острове

    Глава 32

    Идет Матиуш по дороге, идет в свою родную страну. В голове у него мысли невеселые — опять он на улице, опять один. Была крыша над головой, был хлеб — и зачем надзиратель сжалился и заставил его бежать? Тяжело ему там жилось, но разве не тяжелее, чем носить корзину с углем, думать о том, что делать дальше? Работать все равно придется, не хочет он даром хлеб есть, даже если бы ему и дали. Придется скрываться, нельзя же снова вести войну. Он остановился и записал в своем дневнике:

    Жизнь подобна тюрьме.

    И как будто в ответ на это вдруг услышал пение соловья. Остановился, прислонился к забору и слушает.

    Почему люди не такие, как птицы?

    Вошел в корчму, немного подкрепился. Решил идти пешком. Небольшой суммы денег хватит на дорогу. Он не хочет ехать на поезде: Он вернется в свою страну босой и пешком, так уж получилось. Да и лучше все обдумает в дороге. Видимо; пчелки в голове при ходьбе колышутся и быстрее летают.

    В маленьком городке, через который он проходил, он прочел в газете сообщение о своей смерти. Тем лучше. По крайней мере, не будут искать.

    В дороге Матиушу приходилось разговаривать то с тем, то с другим, иногда его подвозили, видят, что нездешний. Расспрашивали, откуда он. Матиуш отвечал, что в голову придет, и это ему надоело.

    — Сирота. Возвращаюсь туда-то.

    А чаще всего отвечал:

    — Это длинная история.

    И самые любопытные отставали.

    И наконец дошел Матиуш до страны, в которой был королем. Он стал на колени и поцеловал землю, словно приветствовал ее или просил прощенья.

    — Ты откуда? — остановил его пограничный часовой.

    — С белого света.

    — Куда?

    — Домой.

    — А где твой дом?

    — Где мой дом? Не знаю.

    — Бумаги есть?

    Матиуш вспомнил, что надзиратель дал ему какую-то фальшивую бумагу. Подал ее.

    — Сын тюремного надзирателя?

    — Нет, — сказал Матиуш с улыбкой, — сын короля.

    — Хо-хо! Высокого ты рода. Ну, ступай.

    Не поверил. А Матиушу все равно. Он устал. Ничего ему пчелки не говорят. Идет он в сторону своей столицы, но все медленнее. Усталый, голодный. В кармане ни гроша. Все его имущество: фотография матери, такая потертая, что только один Матиуш узнал бы на ней королеву. Все его имущество — эта фотография, раковинка, камушек, черный кусок сахару, огрызок карандаша и дневник.

    И нанялся Матиуш работать пастухом.

    Теперь он стал Марцинеком, две коровы пасет. Тихие животные. Любят его.

    Любят его и люди. Послушный, услужливый, грустный; особенно грустный, когда улыбается.

    — Должно быть, этот паренек большую пережил беду: из глаз она у него глядит.

    Рассветы холодные, а Матиуш в поле коров пасет. Были и дожди, и град. Были дни такие жаркие, что язык во рту пересыхал. Матиуш как будто не замечает ничего: делает свое дело.

    Ни разу не соблазнился, не побежал с ребятами в лес за земляникой или ежевикой. Ни разу его коровы не забрели на чужое поле, не потравили его.

    Но настоящую цену ему узнали хозяева, когда на деревню напала какая-то странная болезнь: два дня трясет озноб, кости ломит, хоть криком кричи, в голове шумит, и кашель такой, что, кажется, грудь разрывается. А потом слабость страшная, еле ноги таскаешь.

    Один — неделю бедует, другие дольше. Во всей деревне только Матиуш и дня одного не пролежал. Всем поможет, ни в чем никому не откажет, со всем управится.

    Крестьянин ценит здоровье.

    — На вид дохленький, господское дитятко, а сильный.

    Полюбили Марцинека.

    — Останься на зиму.

    — Останусь.

    С мальчишками Матиуш разговаривал мало. Потому что мальчишки сразу же пристают:

    — Кто? Откуда?

    — Гордый, не хочет разговаривать. Пробовали втянуть его в свою компанию:

    — Пошли за грушами. Садовник уехал.

    — Не пойду.

    — Трусишь?

    — Не трушу, просто не хочу.

    Своих коров ему оставляют, знают, что Матиуш не откажет, присмотрит. Но пускай возьмет за труд награду.

    — На тебе груш.

    — Спасибо.

    — Скажешь спасибо, когда возьмешь. Почему не берешь?

    . — Они краденые.

    Если сам не берет, наверно, скажет садовнику.

    Не сказал.

    — Воровал груши, сорванец?

    — Не воровал.

    — А кто воровал, знаешь?

    — Знаю, но не скажу.

    — Вот ты какой! Берегитесь этого бродяги, хозяева. Тихая вода берег рвет.

    И хлопнул дверями.

    — Мне уходить? — спрашивает Матиуш.

    — Разве плохо тебе у нас?

    — Хорошо, но садовник сердится на меня.

    — Потому что ты упрямый. Надо рассказать все, что видел.

    Матиуш грустно улыбается: он должен рассказать, все что видел? Пришла зима.

    — Можно мне ходить в школу?

    — Ходи, если примут. Зимой работы меньше.

    Пошел Матиуш в школу.

    — Подкидыш идет!

    Матиуш не знал школьных порядков. Идет, входит вместе с другими мальчиками, садится за парту.

    — Это мое место, я тут всегда сижу.

    И куда бы Матиуш ни сел, отовсюду его сгоняют. Забавляет их это.

    — А учительница тебя записала?

    — Учительница?

    Он стал у стены, а они вокруг него.

    — Вот дурной. Пусть стоит. Посмотрим, что учительница скажет.

    Звонок. Сидят. Ждут. Входит учительница.

    — А ты кто?

    — Марцинек.

    — Чего хочешь?

    — Учиться.

    Весь класс захохотал. Учительница рассердилась.

    — Кто его сюда привел?

    — Никто. Сам пришел. Он коров пас летом.

    — И груши воровал.

    — Он подкидыш.

    — Приблудный.

    — Бродяга.

    А Матиуш молчит, как будто это не о нем. «Бродяга» — да, это правда, полсвета он обошел и объехал.

    Ребята кричат, а учительница смотрит на Матиуша и силится вспомнить, где она его видела.

    — Ты меня знаешь, Марцинек?

    — Нет, не знаю.

    — А я тебя где-то видела.

    — Так он же бродяга!

    — Вурдалак!

    Все смеются. И тут в класс врывается директор, который вел урок в соседнем классе.

    — Что это за гвалт!

    Схватил за уши двух ребят с первой парты, выставил из класса.

    — Вы мешаете вести урок! Слышите? Чтобы было тихо!

    Погрозил линейкой и вышел. А учительница, пристыженная, еле одерживается, чтобы не заплакать.

    — Садись, Марцин, на первую парту. Дайте ему книжку. Читать умеешь?

    — Умею.

    Подали ему книжку вверх ногами, чтобы над ним посмеяться.

    Матиуш прочитал быстро и без запинки.

    — Теперь расскажи.

    Матиуш рассказал своими словами, ничего не пропустив.

    — Историю учил?

    — Да, немного.

    — Слыхал о Павле Победителе? Расскажи.

    И Матиуш начинает рассказывать, с такими подробностями, которых нет в учебнике.

    — Возьми мел, реши задачу.

    Матиуш пробует, но не может.

    — Иностранные языки знаешь?

    Уж и мальчишки дивятся. Не смеются больше, смотрят с любопытством.

    — А можешь что-нибудь рассказать о растениях и животных жарких стран?

    Матиуш смотрит в окно и словно видит это все, о чем рассказывает.

    Так выглядят пальмы, а так лианы. Такие плоды у фиги, такие косточки у фиников. Бананы очень сладкие. Такие кокосовые орехи. А носорог вот такой высоты. А бывают и еще выше.

    Дальше шли лев; тигр, гиена, слон, крокодил, обезьяны, попугаи, канарейки.

    — Наверно, сам это все видел, — гадают мальчишки. — По книжке так не расскажешь.


    Если Вам у нас понравилось - поделитесь со своими друзьями в социальных сетях!


    Для тренировки логического мышления рекомендуем Вам поиграть в увлекательную игру "Поймай кота"

    Не забудьте зарегистрироватьсячтобы получать новости и обновления сайта прямо на почту.

    С уважением, Жирафенок!


    Оставить комментарий

    ;-) :| :yes: :x :twisted: :thank_you: :swimming: :surprise: :sun: :study: :snitch: :sms: :smile: :singing: :shock: :secret: :scenic: :say_nothing: :sad: :rose: :roll: :reading: :razz: :raining: :oops: :o :no: :mrgreen: :morning: :lol: :laughting: :kiss: :idea: :idea1: :hello: :happy_birthsday: :grin: :google: :good: :football: :flowers: :exercises: :evil: :cry: :creation: :cool: :control: :arrow: :Thank_You: :???: :?: :!:

    Поиск по сайту
    Связаться с нами

    Ваше имя*

    Электронная почта*

    Тема сообщения

    Текст сообщения:

    Яндекс.Метрика