• Получайте новые задания от "Жирафенка" прямо на почту!Зарегистрируйтесь!
  • Меню сайта

    Друзья природы

    Общеразвивающая программа «Друзья природы»

    Автор: Мальцева Елена Ивановна, педагог дополнительного образования ОБОУ ДОД «Курский ОДЭБЦ», г. Курск.


    Пояснительная записка

    Особой  функцией у подростков является реализация своего внутреннего потенциала, осознание собственной значимости для других, представленного в их жизни и в их личности. Поэтому была разработана данная программа «Друзья природы» с целью повышения наблюдательности и уверенности в своих силах, развития творческой активности, воображения, фантазии, привития коммуникативных навыков коллективной работы и взаимодействия со сверстниками. Взаимодействие подростков с животными и растениями может существенным образом способствовать гармонизации их межличностных отношений.

     Программа «Друзья природы» содержит не только образовательный (познание растительного и животного мира), но и реабилитационный (арттерапия, гарденотерапия, анималотерапия, трудотерапия), и коммуникативный (социальная адаптация) элементы в комплексе, что является основным моментом актуальности при применении этой программы.

     Программа составлена в соответствии с требованиями Конституции Российской Федерации; Конвенции о правах ребенка, принятая резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20.11.1989г.; Федерального закона от 29.12.2012 № 273- ФЗ (ред. От 04.06.2014, с изм. от 04.06.2014г) «Об образовании в Российской Федерации»; Концепцией развития дополнительного образования детей,  распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. N 1726-р г.; «Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р г. Москва.

    Направленность дополнительной общеразвивающей программы «Друзья природы» социально-педагогическая. Программа направлена на формирование познания себя, своего поведения, адекватной самооценки, выстраивание эффективной коммуникации среди сверстников.

    Вид программы – модифицированная.           

    Новизна программы: занятия по данной программе строятся на «экологической терапии», комплексно использующей растения и животных в профилактических и лечебных действиях. Контакты с животными и растениями способствуют психической и социальной адаптации подростков, способствуют формированию функции партнеров общения.

    Отличительными особенностями данной программы от уже существующих являются: интеграция гардено- , анимало-, арттерапевтических методик; сочетание образовательного, творческого, реабилитационного и трудового моментов.

    Педагогическая целесообразность. Программа структурирована по принципу соответствия основным методам познания: анализу и синтезу информации с учётом групповой динамики и построена на самопознании, самосознании, саморазвитии личности.

    Цель программы: создание условий для развития у обучающихся способности к самопознанию, рефлексии, совершенствованию навыков конструктивного общения через включение в природоохранную и исследовательскую деятельность.

    Достижение цели предусматривает решение ряда задач:

    Образовательные:

    • Способствовать развитию исследовательской компетентности учащихся посредством освоения ими методов научного познания и умений учебно-исследовательской деятельности.
    • Формировать представления об экологии, как о науке (углубление и расширение экологических знаний, усвоение биологических понятий, формирование первичных экологических умений и навыков);
    • Способствовать углублению и расширению знаний об особенностях структуры и функционирования лесных экосистем;
    • Углублять знания о растительном и животном мире;
    • Закреплять теоретические знания практическими занятиями.

    Развивающие:

    • Развивать познавательную активность, интеллектуальные и творческие способности;
    • Развивать навыки самостоятельной научной работы;

    Воспитательные:

    • Воспитывать сознательное отношение к труду;
    • Воспитывать чувства бережного отношения к природе родного края, культуры общения с ней;
    • Формировать у учащихся убеждение о личной ответственности каждого человека за состояние природной среды.
    • Воспитывать осознанную потребность в здоровом образе жизни

    Срок реализации программы 1 год. Обучение рассчитано на 144 часа: на теоретический материал отводиться 28 часа, практический — 116 час.

    Режим работы: 2 занятия в неделю по 2 часа.

    Возраст детей от 11 до 15 лет. Группы формируются на добровольной основе, с учетом пожеланий и заявлений родителей. Специальной подготовки для зачисления не требуется.

    Ожидаемые результаты

    Обучающие должны знать:

    • понятие  личности учащегося как субъекта психической активности, способного брать на себя ответственность, самостоятельно ставить перед собой цели и находить пути их достижения;
    • формы и навыки личностного общения в группе сверстников, способы достижения взаимопонимания;
    • основные методы сбора и обработки научного материала;
    • навыки исследований природных объектов

    Обучающиеся должны уметь:

    • адаптироваться в сложных современных условиях;
    • уметь выражать эмпатию, как чувство сопереживания к другому человеку, существу;
    • уметь высказывать своё мнение;
    • уметь анализировать и обобщать информацию, полученные данные о себе, делать по ним выводы;
    • уметь использовать полученные знания для саморазвития и самовоспитания.

    Учебно-тематический план

    ТЕМА

    КОЛ-ВО ЧАСОВ

    ТЕОРИЯ

    ПРАКТИКА

    1. Вводное занятие

    2

    1

    1

    Модуль  Анималотерапия

    52

     

     

    Иппотерапия

    10

    2

    8

    Канистерапия

    12

    2

    10

    Фелинотерапия

    16

    2

    14

    Ихтиотерапия

    14

    2

    12

    Модуль Гарденотерапия

    36

     

     

    Гарденотерапия

    12

    2

    12

    Садовая теарпия

    12

    2

    12

    Гарденотерапия с элементами ландшафтного дизайна

    12

    2

    12

    Модуль Арттерапия

    36

     

     

    Артерапия семенами

    8

    2

    6

    Акватерапия

    16

    4

    12

    Орнитотерапия

    12

    2

    10

    Модуль Трудотерапия

    16

    2

    2

    Экологический паспорт микрорайона

    12

    2

    14

    9. Заключительное занятие

    2

    1

    1

    Итого:

    144

    28

    116

     

    Содержание программы

    1. Вводное занятие (2 часа)

    Знакомство с планом работы кружка. Безопасное поведение обучающихся во время занятий.  Права  и обязанности кружковцев.

    Экскурсии в природу

    Модуль  Анималотерапия (52 часов).

    1. Иппотерапия

    Что такое иппотерапия. Основные условия иппотерапии. Уникальность иппотерапии. Мой друг – лошадь. Ознакомление с оборудованием конно-спортивного клуба, знакомство с инструктором и животными. Элементарные упражнения верховой езды. Получение первичных навыков безопасного   общения с животным и ухода за ними.

    Практика: экскурсия на Курский ипподром

    2. Канистерапия

    Что такое  канистерапия. Чем может быть полезна канистерапия. Показания для канистерапии. «Собаки-терапевты». Роль собаки в снижении уровня стресса. Канистерапия — помощь сложным детям.

    Практика: экскурсия в питомник собак «Жемчужина Черная»

     

    3. Фелинотерапия

    Что такое фелинотерапия. История развития фелинотерапии. Показания и противопоказания для проведения фелинотерапии. Способы воздействия кошек на человека. Кошачья энергетика. Лечебная специализация кошек.

    Практика: экскурсия в питомник кошек Kingdom of Monako*RU

    4. Ихтиотерапия

    Что такое ихтиотерапия. Виды ихтиотерапии. Показания и противопоказания для проведения ихтиотерапии. Дельфинотерапия. Аквариумные рыбки. Лечение рыбками.

    Практика: экскурсия в  ОБОУ ДОД «Курский ОДЭБЦ» лабораторию аквариумистики

    Модуль Гарденотерапия.(36 часов).

    1. Гарденотерапия

    Что такое «гарденотерапия». В чем ее польза. Основные направления гарденотерапии. Особенности гарденотерапии.

    Практика: экскурсия в  ОБОУ ДОД «Курский ОДЭБЦ» оранжерея, теплицадендрарий

    2. Садовая теарпия.

    Различные виды растений в саду.  Цветы и их влияние на человека. Семена и их польза. Лечебное влияние растений на человека. Ароматерапия. Цветотерапия.

    Практика:  работа  в теплице, на пришкольном участке

    3. Гарденотерапия с элементами ландшафтного дизайна.

    Структура ландшафтного дизайна. Ландшафт, как фактор здоровья.  Красота и творчество в ландшафтном дизайне.

    Практика: работа на клумбах

      Модуль Арттерапия (36 часов)

    1. Арттерапия.

    Что такое арт-терапия. Назначение арт-терапии. Методы и техники арт-терапииПольза от работы с семенами растенийПесочная терапия. Акватипия. Цвет и настроение. Самопрезентация в рисунке.

     Практика: создание творческих работ с использованием семян растений. Коллаж — мой жизненный путь

    2. Акватерапия

    Что такое акватерапия. Водолечение. Вода и здоровье. Арттерапия на воде. Техника акватерапии.

    Практика: экскурсия на водоем

    3. Орнитотерапия

     Что такое орнитология. Лечение пением птиц. Разнообразие голосов птиц.  Показания и противопоказания про орнитотерапии. Домашние птицы. Роль домашних птиц в орнитотерапии.

    Практика: экскурсии в ближайший лес, наблюдение за птицами

    Модуль Трудотерапия

    1. Экологический паспорт микрорайона.

    Благоустройство клумб. Изготовление кормушек. Участие в областных массовых мероприятиях. Изготовление творческих работ.

    Практика: работы по благоустройство клумб, изготовление кормушек.

      

    Условия реализации программ

    Методы реализации программы

    Для реализации программы используются следующие образовательные методы:

    Словесные - используются для теоретических занятий в форме лекции, беседы, семинары, деловых игр, диспутов, конференций.

    Наглядные - просмотр фото – видеоматериалов, наблюдение в природе, музеях, посещение и проведение тематических выставок.

    Практические - выполнение учебных исследований, экспериментов, лабораторных работ, проведение экскурсий, тренинги, тестирование,  полевая практика. Участие в различных экологических праздниках, конкурсах: «Мир, в котором я живу», «Покормите птиц», «Зеленая Планета» и др.

    Используются следующие формы организации обучения:

    Теоретические занятия осуществляются главным образом как вводные лекции. На вводных теоретических занятиях педагогом предъявляется новая информация, включающая относительно широкий круг вопросов, которые далее будут изучаться, углубляться и закрепляться во время практических занятий. Теоретические занятия для обобщения знаний организуются в форме консультаций, отчетов, диспутов, бесед.

    Практические занятия проходят в форме выполнения различных индивидуальных и коллективных заданий, проведения практической и исследовательской работы в сотрудничестве с КГУ, РОСИ. Также предусматривается участие учащихся в различных экологических мероприятиях — конкурсах, праздниках и т.п. Организация работы постов милосердия (помощь ветеранам).

    Экскурсии. Основной объем знаний учащиеся приобретают в активной форме. Каждый раздел программы предусматривает экскурсии в городские парки, природные территории и т.д. Обязательным этапом экскурсии является наблюдение за природными явлениями и объектами, посещение Курского ипподрома, метеостанции, Центрально-черноземного заповедника им. В.В. Алехина,  городских библиотек, театра, музеев и т.д.

    Экологические тренинги погружения в природу, слияние с ней проводятся регулярно в ходе всего курса с целью коррекции экологического поведения и формирования природоцентрического мировоззрения.

    Игры создают яркие эмоциональные впечатления, имитируют ситуации переживания успеха и сопереживания всему живому, стимулируют процесс обучения и познания мира, себя в нем.

    Виды контроля приобретенных знаний, умений и навыков

    Вводный контроль осуществляется при  приёме в объединение: тестирование.

    Текущий контроль  проводится на каждом занятии. Цель – выявление уровня усвоения знаний, умений, навыков, полученных на занятии. Используется: тестирование, метод наблюдения, оценка достижений.

    Рубежный контроль используется в течение всего учебного года после  изучения каждого раздела. Цель – выявление, закрепление знаний, навыков, умений. Используется: анкетирование, тестирование, индивидуальные и групповые задания.

    Итоговый контроль проводится по результатам года обучения и по выполнению учебной программы. Используется: диагностика, анкетирование.

    Методические разработки занятий по каждой теме.

    Занятие «Живой журнал»

    Прослушивание звуков природы, голосов птиц; просмотр видеороликов о  анималотерапии, иппотерапии, канистерапии, фелинотерапии, ихтиотерапии гарденотерапии, садовой теарпии.

    Экскурсии в лес жд округа, Курский ипподром, питомник собак «Жемчужина Черная», питомник кошек Kingdom of Monako*RU, ОБОУ ДОД «Курский ОДЭБЦ», Центрально-черноземный заповедник им. В.В. Алехина…

     

    Материально-техническое оснащение занятий

    • Помещение для занятий;
    • Мебель;
    • Оборудование (компьютер, видеопроектор);
    • Демонстрационный материал (схемы, карты, иллюстрации, плакаты, таблицы, аудиоматериал, видеоматериал, карточки);
    • Литература (учебная, научная, методическая, художественная).

      

    Список литературы

    1. Алексеев С.В., Груздева Н.В. и др. Практикум по экологии. -М.: АО МДС, 1996.-192с.
    2. Агафонычев В. Анималотерапия. Усы, лапы, хвост — наше лекарство – Москва, 2007
    3. Агафонычев В. Большая книга лечения с помощью животных Серия : Здоровье — это счастье! 2008 г.
    4. Анцупова И.И. Анималотерапия — Москва, «Вокруг света»: журнал «Вокруг света» N12 (2795) декабрь, 2006
    5. Анцупова И.И. Иппотерапия. — Полиграф-экспресс: журнал «Педиатрия для родителей» N4 (2006)
    6. Баскина С.Л. О чем думает лошадь и как научится её понимать. СПб.:«Аквариум», 2007. – 224 с.
    7. Брэм А.Э. «Жизнь животных. В трех томах.
    8. Большая энциклопедия. Все методы нетрадиционной медицины», И. А. Миненко
    9. Вачков И.В. Групповые методы в работе школьного психолога: Учебно-методическое пособие.  – М.: «Ось-89», 2002. – 224с.
    10. Воронов А.Г., Дроздов Н.Н. и др. Биогеография с основами экологии .-М.: Высшая школа, 2002.- 392 с.
    11. Губарева Л.И., Мизирева О.М., Чурилова Т.М. Экология человека. — М.: ВЛАДОС, 2003.- 112 с.
    12. Лидерс А.Г. Психологический тренинг с подростками: учеб. пособие для студ. высш.учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 256 с.
    13. Новейшая энциклопедия комнатных растений // авторы-составители РычковаЮ., Бердникова О. М.: Эксмо, 2007. 320 с.
    14. Харчук Ю. Иппотерапия и коневодство. – Ростов-на-Дону: Феникс,  2007. – 256 с.
    15. Шильштейн Е.С. Особенности презентации Я в подростковом возрасте // Вопросы психологии. — 2000. — № 2
    16. Интернет ресурсы

     

    Литература для детей

    1. 100 великих загадок живой природы / [авт.-сост. Н.Н. Непомнящий]. — М. : Вече, 2007.
    2. Бендер, Л. Энциклопедия живой природы / Лаонел Бендер, Линда Гамлин ;[ пер. с англ. Т. Шехановой]. — М. : Махаон, 2005.
    3. Березина, М.Ф. Звери : науч.-поп. издание для детей / М.Ф. Березина, Е.Л. Богатырёва, Т.В. Воронина и др. ; макет и оформл. В.Н. Окладниковой ; ил. А.П. Сичкаря. — М. : Росмэн, 2005
    4. Вершинина, Т.А. Подводный мир: научно-поп. Издание для детей / Т.А. Вершинина, Т.В. Воронина, М.В. Комогорцева и др. ; [макет и оформл. В.Н. Окладниковой ; ил. А.Н. Сичкаря]. – М. : Росмэн-Пресс, 2004. – 72 с. : ил.
    5. Заповедными тропами / Т. А. Адольф, М. И. Давыдова, В.П. Емельянцев и др. ; под ред. Т.А. Адольф, М.И.Давыдовой. – М. : Просвещение, 1988. – 191 с. : ил.
    6. Льюис К. Хроники Нарнии,  – М.: Эксмо, 2010г
    7. Рассказы о природе / [сост. Т.Т. Давыденко ]. – Воронеж : Чернозём. кн. изд-во, 1989

    8. Экология / [пер. с англ. Л. Яхнина, А. Зайцевой]. — Смоленск: Русич, 2000. — 152с. : ил. — (Познавательная энциклопедия)


    Если Вам у нас понравилось - поделитесь со своими друзьями в социальных сетях!


    Для тренировки логического мышления рекомендуем Вам поиграть в увлекательную игру "Поймай кота"

    Не забудьте зарегистрироватьсячтобы получать новости и обновления сайта прямо на почту.

    С уважением, Жирафенок!


    Оставить комментарий

    ;-) :| :yes: :x :twisted: :thank_you: :swimming: :surprise: :sun: :study: :snitch: :sms: :smile: :singing: :shock: :secret: :scenic: :say_nothing: :sad: :rose: :roll: :reading: :razz: :raining: :oops: :o :no: :mrgreen: :morning: :lol: :laughting: :kiss: :idea: :idea1: :hello: :happy_birthsday: :grin: :google: :good: :football: :flowers: :exercises: :evil: :cry: :creation: :cool: :control: :arrow: :Thank_You: :???: :?: :!:

    Поиск по сайту
    Связаться с нами

    Ваше имя*

    Электронная почта*

    Тема сообщения

    Текст сообщения:

    Яндекс.Метрика